Рейтинг@Mail.ru
Мэр Махачкалы: в Дагестане должен зарабатывать каждый район и город - РИА Новости, 22.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мэр Махачкалы: в Дагестане должен зарабатывать каждый район и город

© Фото : Наталья ШкандыбаСаид Амиров
Саид Амиров
Читать ria.ru в
Дзен

Саид Амиров возглавляет Махачкалу с февраля 1998 года, и 10 октября снова был переизбран - уже на четвертый срок. Мэр дагестанской столицы и глава Союза местных властей поделился своим мнением о прошедших выборах, о ситуации в городе и республике с корреспондентом РИА Новости Натальей Шкандыбой.

- Вас полностью устраивает та расстановка сил в городском собрании, которая сложилась по итогам выборов?

- По городу устраивает полностью. Мы сделали большую работу, работали с населением. Я сам провел несколько предвыборных встреч.

С прошлых выборов, в 2006 году, много улиц было расширено, дома отремонтированы, заменены коммуникации, поэтому  перед голосованием у населения не возникало обилия вопросов, как это было раньше.

Что касается самого хода выборов. Я уже получил заключение по более, чем 120 участкам, в нем говорится, что никаких разногласий между представителями партий, между партиями и избиркомом, между гражданами нет.  Конечно, в городе с почти миллионным населением без недочетов не бывает, как бы мы не старались. Но сделанная работа позволяет нам сегодня констатировать, что жалоб не было.

- Как вы относитесь к инициативе по отмене прямых всенародных выборов мэров городов?

- Думаю, подобные законопроекты инициируют люди, которые боятся выйти к народу. Я, наоборот, в преддверии выборов обращался ко всем: «Если есть желающие выдвинуть свою кандидатуру – выдвигайте!». В то время как в других местах кандидаты отговаривали друг друга, предлагали в качестве компенсаций какие-то хорошие должности. Я же сразу сказал, что мне нечего опасаться, надеялся на поддержку населения и получил ее. Поэтому конкуренции я не боялся.

На встречах с избирателями я призывал граждан активнее делать заявки для городского руководства: нам было важно учесть все пожелания, чтобы проекты, требующие значительных финансовых средств, вовремя были включены в соответствующую программу.

- Есть ли реальный кандидат, который сможет конкурировать с вами, к примеру, на последующих выборах?

- Почему же нет, такие люди есть. Наверное, много желающих стать главой города, но они же видят, как на самом деле здесь много работы! Не всякий захочет взвалить это на себя.

А люди достойные есть, может, сегодня они просто слишком молоды для такой работы, но они растут, учатся. Здесь же надо решения принимать и ответственность на себя брать, а не просто сидеть и дожидаться, когда тебя с позором отсюда погонят. Не каждый готов свою фамилию опозорить, вот и не решился никто. Но они, непременно, появятся.

- Вы очень позитивно отнеслись к назначению главой Дагестана Магомедсалама Магомедова. Прошло уже более полугода, как вы оцениваете его деятельность?

- Сегодня, то, что нужно для прекращения терактов, экономического роста республики, он делает.

- Когда назначали президента Дагестана, многие удивились, не увидев вашу фамилию в списке кандидатур. Планируете в будущем попробовать себя в новой роли?

- Это ведь от нас не зависит. Это право президента России, он нас выбирает. Кого он считает нужным, того он и рекомендует. А себя предлагать – такого закона нет. Дмитрий Медведев предложил Магомедова, мы его поддержали, и дальше будем поддерживать. Как жизнь сложится, видно будет, а пока надо работать с назначенным президентом.

- Дагестан – регион дотационный, а как обстоит дело с его столицей?

- Если республика собирает 16,5 миллиарда рублей налогов, то из них 11,8 миллиарда дает Махачкала. В Махачкале и производство есть, и предпринимательство, и земельный налог и транспортный. Есть, конечно, где взять еще средства, там нужно тесно взаимодействовать с федеральными налоговиками и муниципальными, глубоко изучая ситуацию, выявить еще резервы и сделать все, чтобы наша республика ушла от дотаций. Сегодня пока только одна Махачкала фактически является донором для республики, а нужно, чтобы в Дагестане зарабатывал каждый район и город.

- Как вы оцениваете существующий генплан застройки города? Не требует ли он пересмотра, доработки, дополнений?

- Я все время говорю городскому активу – ни малейшего клочка земли не оставляйте бесхозным, немедленно озеленяйте его! А то смотришь вечером – пустой участок, а за ночь уже фундамент вырос, или даже стены успели поднять. Я о самовольном захвате земли сейчас говорю. Потом захватчик пытается через суд эту постройку узаконить, мы вынуждены с ним судиться, сносить здание. А это ведь тоже определенных средств требует.

Вы не найдете в период моей работы на этом посту решения о выделении земли в центре города. Мы в центре земли не раздаем. Преимущественно, приходится иметь дело с такими решениями прежних руководителей города. Но я, как правопреемник, обязан перевести эту землю в собственность. Если я этого не сделаю и не разрешу строительство на этой земле, я получу судебный процесс.

Если мы видим, что идет слишком плотная застройка, то предлагаем владельцу обмен. Выделяем ему участок большей площади, но уже за городом. Но 90%, конечно, стоят на своем.

В «мой» период тоже бывали ошибки, без этого невозможно. Мы стараемся после проверки отметить какое-то нами же выданное решение. Иногда удается.

- Что делается для того, чтобы Махачкала стала центром туризма в Дагестане? 

- Я напомню о проекте Лазурного берега. 300 гектаров земли вдоль побережья моря мы, получается, отдали под туризм. Еще шесть лет назад был объявлен тендер, многие зарубежные кампании приняли участие в тендере и на сегодняшний день тендер выиграли представители Китая. Именно они будут строить, осваивать наше побережье, чтобы в будущем, к нам могли приезжать туристы на комфортные условия.

- А когда ждать реализации этого проекта?

- К сожалению, четыре года было потеряно, наш прежний президент, Муху Алиев, четыре года не давал хода этому проекту, не подписывал соответствующие документы. Сейчас нынешний президент Магомедсалам Магомедов уже все, что нужно, подписал. Мы уже отдали проект на экспертизу, которая должна завершиться в течение полугода.

-  Как обстоит дело с подключением новых объектов ко всем инженерным коммуникациям? Ходят разговоры о сумасшедших цифрах, которые требуют за подключение воды, электроэнергии, в результате чего, стоимость и жилых, и арендных площадей возрастает в несколько раз…

- Ничего там сверхъестественного не происходит. Есть постановление Российской Федерации, есть постановление нашего правительства, есть соответствующее постановление нашего Городского собрания. За техническое соединение киловатт в час, за техническое соединение кубометра воды, кубометра газа взимается определенная плата. А наши строительные кампании, собственники уже закладывают в стоимость одного квадратного метра стоимость всех этих подключений.

Так что все эти разговоры, относительно высокой стоимости подключения всех сетей, выгодны только собственнику, чтобы повысить стоимость продаваемой площади, следовательно, получить большую прибыль.

- Пробки в Махачкале, конечно, не сравнимы с московскими, но все же определенные неудобства приносят. Дороги расширять вроде уже некуда. Тупик?

- Пробок становится меньше, это только кажется, что ситуация не улучшается. Если бы мы не расширили улицы, не устроили парковки, не сделали «карманы», вы не представляете, что бы здесь творилось. Раньше, к примеру, на улице Аметхана-Султана дома прямо на дороге стояли. Мы 86 домов снесли. Все заезды в город: из Каспийска, Дербента, Буйнакска, с сулакской стороны, со стороны Хасавюрта, - все расширили.

Но и этого оказывается недостаточно. А все потому, что сейчас у каждой семьи появился личный автотранспорт. И если раньше на одну семью приходилась одна машина, то теперь их может быть несколько. Поэтому мы и не поспеваем.

А выход пока только в строительстве Лазурного берега – города-спутника Махачкалы. Там предусмотрено пять миллионов квадратных метров жилья для горожан, детские сады, школы, лечебные учреждения, дворец культуры, кинотеатры - это разгрузит столицу.

- Большинство спецопераций проходят в черте Махачкалы и они носят довольно разрушительный характер. Как вы к этому относитесь, каково взаимоотношение городских властей с правоохранительными органами? 

- Да, такой момент есть, но мы должны быть солидарны с правоохранительными органами и между нами сейчас есть понимание необходимости таких действий. Мы на все их просьбы действуем оперативно: отключаем электроэнергию, воду, газ там, где проводится спецоперация, то есть создаем им условия для их мероприятий. Терроризм нужно искоренять, ведь так дальше продолжаться не может, люди в страхе. Мы все должны сообща решить эту проблему.

- Что касается товариществ, созданных собственниками жилья. Пока их единицы. Почему так туго движется дело?

- Люди сами создают эти товарищества и управляющие кампании и избирают в них руководство. Раньше были ЖЭУ, начальника туда назначал глава города, он же и освобождал его от обязанностей. Сейчас, по федеральному закону, начальников туда выбирают жители того или иного дома и они обязаны исполнять волю этих жильцов. К сожалению, получается обратный результат. Конечно, они обслуживают жильцов, но недостаточно хорошо. Зато деньги требуют с жильцов, как положено, если не больше. Поэтому, я, конечно, не одобряю создание ТСЖ, они пока не дают нужного результата.

- О капитальных ремонтах многоквартирных домов можно забыть, если собственники сами не примут участие в программе Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства?

- Мы проводим бесплатные ремонты участникам и ветеранам войны, но сплошной ремонт взял на себя федеральный фонд при участии собственников и муниципалитета. Это я могу только приветствовать. 85% всех расходов на капитальный ремонт несет фонд, и это хорошо, что налогоплательщикам пришла помощь.

В прошлом году мы отремонтировали 81 дом, в этом году – 53, а у нас их 2500. Это же на десятилетия растянется. Поэтому ремонтируем по мере финансирования и выбираем в первую очередь очень старые дома, где ремонт уже оттягивать нельзя. Остальным нужно потерпеть, ведь это долгий процесс, от самого подвала до крыши необходимо все привести в порядок.

- Дагестан всегда славился высокой рождаемостью, как обстоит дело с количеством детских садов и школ?

- В России нет такого города, где, как и в Махачкале, за последние 10-12 лет, удвоилось количество людей. Махачкала была рассчитана на население в 350 тысяч человек. На такое количество социальных объектов у нас хватает. Сейчас у нас в городе живет около 700 тысяч человек и всем нужно устроить ребенка и в детский сад, и в школу. А они не безразмерные. Отсюда и взятки за прием детей, люди сами несут конверты с деньгами, лишь бы их ребенка взяли.

Если муниципалитет построит сейчас один-два детсада или школу, ситуация не изменится в лучшую сторону. А у нас и нет сейчас больше возможностей.

Мы предлагаем и частникам строить детские сады, готовы выделить землю, у нас есть люди, которые могут позволить себе отдать ребенка в такой сад. Но пока очень медленно идет дело.

Сейчас, с созданием СКФО, с программой развития Северного Кавказа, появилась надежда на улучшение этой ситуации. 

- Как вы отнеслись к отставке Лужкова?

- В таком огромном мегаполисе, как Москва, конечно, невозможно не ошибаться в принятии каких-то решений. Опять-таки, это воля президента России, он оказал Юрию Михайловичу недоверие, он имел право на это.

Лужков, конечно, работающий человек, для Москвы многое сделал. Да и регионам он помогал. Помните, когда нам тяжело было, он в Каякентском районе реконструкцию пансионата провел, отстроил больницу в Буденовске после теракта, в Абхазии построил пансионат, разрушенный во время военных действий.

Еще раз повторю, Лужков – человек работающий, просто, когда уже за 70, можно и самому уйти. Когда молодые кадры подгоняют, самому нужно догадаться и освободить место. Но порой мы не догадываемся, мы же политики – люди больные. Не всегда можем вовремя прийти и уйти! Забываем о времени. В этом моменте надо быть аккуратным, помнить и о своих возможностях, и о своем возрасте.

- Не хочется иногда сказать знаменитое ельцинское «я устал, я ухожу»?

- Рано или поздно это и произойдет (с улыбкой). А так просто не хочется на полпути все бросить и уйти. Зная, что я могу помочь городу и республике, зная, что востребован, уходить не имею права. Поэтому пока буду работать.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала