МОСКВА, 22 окт - РИА Новости. Гособвинение в пятницу потребовало приговорить экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева к 14 годам колонии общего режима каждого по делу о хищении свыше 200 миллионов тонн нефти, передает корреспондент Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) из зала Хамовнического суда Москвы.
При этом прокуратура попросила не назначать Ходорковскому и Лебедеву наказание по эпизоду с хищением акций ВНК в связи с истечением срока давности.
Гособвинитель пояснил, что 14 лет - это срок, который прокуратура просит окончательно для Ходорковского и Лебедева, то есть с учетом еще не отбытого наказания по первому уголовному делу.
Ходорковский и Лебедев ранее были осуждены к восьми годам заключения каждый, наказание по первому приговору истекает в 2011 году.
По первому делу прокуратура просила приговорить их к 10 годам колонии, районный суд назначил девять лет, а Мосгорсуд снизил до восьми.
"Дискредитировали бизнес-сообщество"
Гособвинение теперь просит признать подсудимых виновными в хищении нефти у "дочек" и легализации денежных средств, полученных преступным путем (статьи 160 и 174.1 УК РФ).
Прокурор Валерий Лахтин подчеркнул, что Ходорковский и Лебедев совершали тяжкие преступления, которые были спланированы и совершены умышленно в течение длительного времени в составе организованной группировки, большинство членов которой находятся в международном розыске.
"В ведущих мировых странах, в том числе в США, за такие деяния предусмотрены наказания от 20 лет заключения и выше, так как такие преступления подрывают основу безопасности государства - ее экономику", - подчеркнул гособвинитель. Он заявил, что Ходорковский и Лебедев своими преступными деяниями дискредитировали российское бизнес-сообщество.
"При назначении наказания прокуратура просит принять во внимание степень и характер общественной опасности совершенных преступлений", - сказал прокурор, в то же время добавив, что гособвинение не установило обстоятельств, отягчающих вину Ходорковского и Лебедева.
Он также просил учесть положительные характеристики подсудимых, тот факт, что у них на иждивении находятся несовершеннолетние дети, а также состояние здоровья Лебедева, у которого диагностирован ряд хронических заболеваний. Все эти обстоятельства являются смягчающими вину, напомнил прокурор.
"Добрый и злой"
Лахтин добавил, что Ходорковский и Лебедев при совершении преступлений, а также на процессе в суде разделили роли на "доброго и злого".
"Ходорковский ведет себя лояльно и играет роль нормального человека", - сказал он. Тогда как Лебедев, по словам Лахтина, ведет себя эпатажно, старается смешить публику и ввести ее в заблуждение.
"Вместе с тем Лебедев вел в ЮКОСе всю грубую и жесткую работу. Там, где требовалась жесткость в решении нужных ЮКОСу вопросов, там всю работу по поручению Ходорковского выполнял Лебедев", - сказал гособвинитель.
Он также заявил, что для подсудимых характерно полное пренебрежение к российскому правосудию, ощущение безнаказанности и того, что за деньги можно решить любые проблемы.
Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной "Роснефти". Многие на Западе до сих пор считают "дело ЮКОСа" политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.
Виновен, но на треть меньше
Прокуратура считает, что анализ всех изученных за 19 месяцев в суде доказательств дает основания прийти к однозначному выводу о виновности Ходорковского и Лебедева в совершении преступлений в нефтяном секторе страны.
Гособвинение утверждает, что доказало вину подсудимых в хищении 38-процентного пакета акций ВНК, присвоении нефти, добываемой "дочками" ЮКОСа, и последующей легализации денежных средств, нажитых преступным путем.
В то же время прокуратура в финале процесса призналась, что на следствии были допущены как арифметические ошибки, так и некоторые неточности. В результате претензии к Ходорковскому и Лебедеву снизились почти на треть: прокуратура просит признать доказанным хищение более 218 тонн нефти на сумму 824 миллиарда рублей, а не 350 миллионов тонн нефти на сумму 900 миллиардов рублей, как утверждалось в 2006 году.
При этом сумма легализованных денежных средств из-за снижения объема похищенной нефти практически не изменилась. Прокуратура считает доказанным, что экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель "Менатепа" отмыли более 487 миллиардов рублей и свыше 7,5 миллиарда долларов. Любопытно, что, по данным прокуратуры, отмывание преступных денег происходило в период с 1998 по 2004 годы, то есть и спустя год после ареста Ходорковского. Гособвинитель Гульчехра Ибрагимова пояснила, что все преступления были совершены в составе организованной группы, поэтому другие ее члены продолжили легализацию денежных средств, после того как экс-главу ЮКОСа поместили в "Матросскую тишину".
В ходе выступления прокуратура неоднократно подчеркивала, что все преступления были четко спланированы подсудимыми, а совершались они по корыстным мотивам, с целью личного обогащения.
Наказать, но мягко
Прокуратура в первый же день своего выступления сообщила, что будет просить квалифицировать деяния обвиняемых по Уголовному кодексу РФ в редакции 2010 года, то есть с учетом президентских поправок, которые смягчили наказание по ряду экономических преступлений.
Ходорковскому и Лебедеву вменяется нарушение закона в период с 1998 по 2003 год, однако, пояснила прокуратура, в данном случае закон имеет "обратную силу", поскольку применение новой редакции улучшает положение экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя "Менатепа", а закон запрещает только ухудшение положения обвиняемых.
Ранее адвокаты фигурантов дела заявляли, что если их подзащитных признают виновными по всем эпизодам и назначат максимальное наказание, то Ходорковскому и Лебедеву грозит 22 года колонии. С учетом президентских поправок и смягчения наказания по экономическим преступлениям теперь, по подсчетам защитников, им в худшем раскладе грозит 15 лет лишения свободы.
Обманный путь Ходорковского
Прокуратура скептически относится к утверждениям Ходорковского и Лебедева о невиновности и не доверяет им, более того, по мнению ведомства, экс-глава ЮКОСа и бывший руководитель "Менатепа" как в ходе предпринимательской деятельности, так и в суде шли "путем обмана".
В частности, гособвинители напомнили, что в ходе процесса основным аргументом подсудимых и их защиты были заключения аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), согласно которым финансовая отчетность ЮКОСа была прозрачной и достоверной, следовательно, никаких хищений не было.
Однако, по утверждению прокуратуры, положительные результаты проверок Ходорковский и Лебедев получали путем обмана - скрывая ряд фактов, которые могли повлечь отмену всех проверок, начиная с 1996 года, либо подавая информацию в искаженном виде.
При этом ЮКОС специально выбрал в качестве аудитора компанию с мировой известностью, чтобы создать себе имидж честной, открытой и добросовестной компании, заявили гособвинители. С этой же целью, по их мнению, НК создала официальный сайт, однако на интернет ресурсе публиковались только новости об объемах добычи нефти, которые не давали полной и реальной картины деятельности ЮКОСа.
Прокуратура считает, что экс-глава ЮКОСа лгал всем: акционерам, в результате чего те несли убытки, аудиторам, которые составляли неверные заключения, и обществу в целом, которое не знало, что на самом деле происходит на внутренней кухне НК.
Как следует из выступления прокуроров, Ходорковский практически каждый свой шаг в сфере предпринимательской деятельности делал "с целью создания видимости законности", а на самом деле он был "преступным".
По словам гособвинителя Гульчехры Ибрагимовой, Ходорковский даже скрывал свою должность. Все считали, что он руководил ЮКОСом, однако он был собственником компании и официально не входил в ее руководящие структуры. Прокуратура обратила внимание, что Ходорковский незаконно присвоил себе руководящие полномочия и полностью контролировал все сферы деятельности ЮКОСа, что, в частности, подтверждается показаниями самого подсудимого, который в суде подтвердил, что политика компании велась по его указаниям.
Лгали и лгут до сих пор
Защита Ходорковского и Лебедева расценила выступление прокуратуры в прениях как "абсолютное вранье".
"Как лгали с 2003 года, так и лгут до сих пор", - резюмировал ранее адвокат Вадим Клювгант, представляющий интересы экс-главы ЮКОСа.
Финальная часть процесса по второму делу Ходорковского и Лебедева - прения сторон - началась в Хамовническом суде Москвы 14 октября. Ожидалось, что выступление прокуроров займет четыре дня, однако гособвинители выступали перед судом восемь дней. На процессе по первому делу против Ходорковского и Лебедева прокурору хватило два дня для обвинительной речи.