В московском выставочном центре «Крокус-Экспо» в конце ноября пройдет Международная специализированная выставка-форум «Дорога-2010». О приоритетных задачах отрасли и инновациях, которые будут представлены на выставке, РИА Новости рассказывает руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин.
- Анатолий Михайлович, какие наиболее интересные инновационные разработки отрасли будут представлены на выставке?
- Сейчас по заказу агентства создаются интеллектуальные системы, которые позволят участникам движения лучше ориентироваться на дороге. Это предупреждения по гололеду, о пробках, знаки перемены информации - специальные табло, на которых для участников движения будет предоставляться бегущей строкой информация различного характера. Например, сегодня мы часто слышим по радио - на таком-то маршруте пробка, выбирайте пути объезда... А на табло информация о том, какой маршрут лучше выбрать, исходя из текущей ситуации на дороге, будет адресно предоставляться именно тем, для кого она наиболее актуальна. Этот проект будет реализован, в первую очередь, на полукольце в Санкт-Петербурге и на дороге на Петрозаводск. Это достаточно интенсивная трасса, я бы назвал ее «оживленной городской улицей», и она очевидно нуждается в такой системе.
- Какие разработки готовятся для оптимизации работы самих дорожников?
- Для людей, которые ухаживают за дорогой, новые технологии также необходимы. Например, чтобы предотвратить гололед на дороге, необходимо знать время наступления «перехода через ноль», то есть нужны оперативные метеорологические данные. Для этого в различных точках располагаются метеостанции, которые будут показывать не «среднюю температуру по больнице», а температуру в конкретных точках федеральных автомобильных дорог. На основании информации метеостанций будут приниматься решения о направлении на конкретные участки комплексных дорожных машин для обработки полотна - крайне важно обработать дорогу до наступления гололеда, а не после его образования.
Кроме того, во всех наших подрядных организациях, которые работают на федеральных дорогах, сейчас широко используется система ГЛОНАСС. Она позволяет нам контролировать фактическое исполнение контракта с подрядчиками. Благодаря специальным датчикам мы видим не только где находится дорожная машина, но и все операции, которые она выполняет: опущена ли щетка, включен ли пескораспределитель, опущен ли отвал. Водитель уже не может отклониться от маршрута и пить чай у тещи, докладывая при этом, что он сейчас работает на трассе. В этом, в первую очередь, заинтересованы сами подрядные организации. Для примера - внедрение такой системы позволило им снизить потребление топлива, по разным оценкам, до 30%.
На выставке будет также представлен широкий спектр новых материалов и много новых механизмов и машин. Например, в этом году на Первом Всероссийском совещании «Инновационным технологиям - современную технику» в Калуге мы увидели машину, предназначенную для окоса дорожных обочин, которая может работать под углом до 75%, при этом оператор машины стоит на обочине и управляет ей с помощью джойстика. Это своеобразная «черепашка» размером примерно с рабочий стол, только ниже, которая позволяет заменить 8-10 человек с традиционными триммерами. Окос травы на обочинах - это очень важная операция, она позволяет избежать переувлажнения земляного полотна. Буйная растительность на обочинах дорог задерживает влагу, почва не вентилируется, а это чревато тем, что влага, попавшая в земляное полотно, зимой замерзает, и начинает разрушать асфальтобетонное покрытие. Подобные технические новшества позволяют продлить срок службы дорожного покрытия, а это огромная экономия бюджетных средств.
- Какая современная техника доступна дорожным организациям уже сегодня?
- Спектр машин, применяемых для работы на дороге, в том числе на базе КАМАЗа, «Бычка» или «Газели», на сегодняшний день очень широк. То есть, потребитель - в данном случае наш потенциальный подрядчик - может выбрать машины и механизмы, адаптированные к его конкретным задачам и объемам работ. Существуют комплексные дорожные машины, которые ухаживают за дорогой, очищают зимой снег, распределяют антигололедные реагенты. Среди них есть и импортные разработки, которые собираются в России. Например, машины на базе «Вольво», которые собираются в той же Калуге. Это достаточно мощный автомобиль, который при чистке снега может заменить за одну проходку два-три КАМАЗа.
Нас очень радует, что расширяется спектр специальных машин. Например, существует так называемая «машина дорожного мастера». Это грузопассажирский автомобиль, который, скорее, можно назвать машиной ремонтной бригады, поскольку в его кабине могут поместиться водитель, мастер и трое рабочих, а в кузове - компрессор, погрузочный манипулятор, фреза. Бригада может оперативно прибыть на место и исправить дефекты без привлечения дополнительных людей и средств. Таких машин мы насчитываем уже порядка 20 модификаций. Причем, 80% подобных механизмов - отечественные, поскольку машины, которые собираются на территории РФ по иностранным лицензиям, уже можно смело относить к отечественным. Конечно, существует еще много дорожных машин, которые производятся только за границей, и наладить их выпуск в России - это следующий шаг, к которому должна стремиться наша отрасль.