Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы – для РИА Новости.
21–22 октября 2010 года Дмитрий Медведев посетит Туркменистан с рабочим визитом по приглашению президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова.
Повестка двусторонних переговоров позволяет говорить о создании нового формата отношений между Россией и Туркменией. В первую очередь это, конечно, касается энергетического сотрудничества.
Надо заметить, что вплоть до конца 2009 года российский «Газпром» был фактическим монополистом в поставках туркменского газа на внешние рынки, закупки составляли до 60 млрд. кубометров. Однако мировой кризис сказался на объемах поставок голубого топлива из Туркмении в Россию. Сейчас Россия импортирует лишь 10 млрд. туркменского газа.
Ашхабад стал активно искать новые рынки сбыта для своего основного экспортного товара. В конце декабря 2009 года был торжественно открыт газопровод «Туркменистан–Китай», по которому КНР в течение 30 лет будет получать 30 миллиардов кубических метров газа ежегодно. Эксперты заявляют о наличии технической возможности для увеличения экспорта до 40-45 миллиардов кубов в этом направлении.
Другой важный партнер в газовой сфере для Туркменистана – Иран. В начале 2010 года президенты Ирана и Туркмении официально открыли новый газопровод Довлетабад-Серахс-Хангеран протяженностью 30,5 километра, соединивший две страны.
В свою очередь США и ЕС рассматривают Ашхабад как главный источник ресурсов для планируемого газопровода «Набукко», призванного снизить энергетическую зависимость Европы от России, обеспечив альтернативные поставки среднеазиатского газа. С нынешней весны Вашингтон и Брюссель резко активизировали усилия по реализации «Набукко».
Энергетические институты Еврокомиссии разработали проект газопровода по дну Каспийского моря, из Туркмении в Азербайджан, без согласия других прикаспийских стран – России, Казахстана, Ирана.
В июне 2010 года был проложен газопровод «Восток-Запад», по которому газ с восточных месторождений Довлетабад и Южный Иолотань будет доставляться на запад страны, к берегу Каспийского моря. Возможно, газопровод «Восток-Запад» станет началом туркменского газового потока в Европу.
Однако было бы неверно считать, что Ашхабад потерял интерес к сотрудничеству с «Газпромом». В первую очередь, это касается экономических аспектов. По оценкам европейских газовых трейдеров, стоимость поставок туркменского газа в Китай и Иран существенно ниже, чем в Россию.
Китай закупает туркменский газ по 120 дол. за 1 тыс. кубометров, Иран – по 170 долларов, а «Газпром» – по 190, то есть значительно дороже. Кроме того, Ашхабад опасается, что тесное сотрудничество с Тегераном вызовет негативную реакцию в Брюсселе и Вашингтоне. А усиление экономических позиций Китая в Туркменистане может привести к фактической политической подчиненности Ашхабада Пекину.
Накануне визита Дмитрия Медведева был введен в эксплуатацию газопровод Центральные Каракумы-Россия. Он будет доставлять газ с группы месторождений Зякли-Дарваза в Центральных Каракумах Туркмении в магистральный газопровод «Средняя Азия-Центр». Планируется увеличение мощности газопровода до 5 миллиардов кубометров газа в год.
Весьма вероятно, что президенты России и Туркменистана вернутся к идеи Прикаспийского газопровода, совместная декларация о сооружении которого была подписана еще в 2007 году. Предполагалось, что газопровод будет построен к 2010 году, но мировой кризис нарушил эти планы.
Большой интерес к сотрудничеству с Ашхабадом проявляют и российские нефтяные компании, которые владеют лицензий на геологоразведку и освоение части туркменского сектора шельфа Каспийского моря. Проект пока заморожен из-за противоречий между Ашхабадом и Тегераном о принадлежности месторождений.
Вообще, вопрос раздела Каспия также один из основных во взаимоотношениях Москвы и Ашхабада. Серьезные разногласия о принадлежности ряда месторождений на Каспии имеются у Ашхабада и с Баку. Основной предмет спора между Азербайджаном и Туркменистаном – месторождение Сердар, содержащее до 50 млн. тонн нефти. Ашхабад заявил о своем намерении обратиться в Международный арбитражный суд. Без посредничества России позиции Туркменистана в этом споре будут слабыми.
Ашхабад также заинтересован в помощи Москвы в создании военно-морских сил, необходимых для защиты национальных интересов на Каспии.
Весь этот комплекс проблем, в решении которых России отводится ключевое место, заставляет Туркменистан искать новые подходы к взаимодействию с нашей страной. В свое время президент Сапурмурат Ниязов решил, что Туркменистан должен быть не полноправным, а лишь ассоциированным членом СНГ, объяснив это приоритетностью для Ашхабада двусторонних отношений. Туркменская сторона при Ниязове игнорировала практически все инициативы в рамках Содружества, включая вопросы экономики и региональной безопасности.
Нынешний туркменский лидер в отличии от своего предшественника принимает участие во всех саммитах СНГ, как формальных, так и неформальных. Ашхабад проявляет интерес к транспортным и энергетическим проектам Содружества. Страна, обладающая одним из крупнейших в мире запасом углеводородов, вынуждена учитывать интересы основных игроков в регионе, определить свои позиции в существующих здесь вопросах безопасности. Не случайно Гурбангулы Бердымухаммедов предложил в ближайшее время провести в Ашхабаде саммит по безопасности в Центральной Азии и Каспийском бассейне с участием глав государств региона. А представить систему международной безопасности в ЦА без участия России невозможно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции