Рейтинг@Mail.ru
Английского с нижегородским - РИА Новости, 21.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука
Английского с нижегородским

Огород № 426 // Авторская колонка

© РИА НовостиЕвгений Козловский
Евгений Козловский
Читать ria.ru в
Дзен
Intel, как и любой другой производитель, в первую очередь заботится о том, чтобы его продукцию покупало как можно больше народу. Но делает это весьма умно и, я бы даже сказал, благородно: не путем впаривания с помощью назойливой рекламы, а путем увеличения числа "понимающих" людей, к которым - через понимание - придет и потребность в товаре.

Как, должно быть, известно большинству читателей, хоть краем глаза интересующимся IT, в Нижнем Новгороде есть заметное подразделение фирмы Intel. Самое большое на территории РФ. Хоть, может, и не такое большое в международном масштабе: 450 человек из более чем 80 тысяч. Правда, рядышком с Нижним, в тайном и закрытом Сарове, но на свободной для простого народа его территории, работает еще 90 человек. Есть отделения Intel и в Москве, и в Питере, и в Новосибирске, - но те явно помельче.

Понятное дело, что никаких процессоров ни в Нижнем, ни в Сарове, ни вообще в России не делают и, похоже, даже в этом направлении не думают: "производственные мощности" (я взял их в кавычки, поскольку сегодня написание программ - это тоже производство) расположены в Ирландии, еще в каком-то (забыл) цивилизованном месте, кажется, все же, в Израиле, и строится завод в Китае. Я напомнил одному из нижегородских интеловцев анекдот про "всё, что вы делаете руками…", он политкорректно возразил, что дело не в руках, что руки по всему миру примерно одинаковые, - просто в России очень трудно обеспечить четкую логистику: чтобы какой-нибудь грузовик с микросхемами обязательно и ровно, скажем, в 11 утра стоял на выезде с территории. Опоздает… Вообще не придет… Политкорректность политкорректностью, однако я все же полагаю, что некоторая инерция российской науки и образования, а также особенности национального менталитета, заставляют Intel делать ставку на российские, в первую очередь, мозги.

Главные направления нижегородского и саровского "Интела":

  • написание софта (в настоящий момент - Intel Parallel Studio 2011, решение, позволяющее пускать параллельные процессы программ по параллельным ядрам: фактическим и виртуальным: дело на удивление сложное и запутанное, полной автоматизации не поддающееся);
  • работа с интеграторами, которой очень помогает большой центр технической поддержки, где, как говорят, сосредоточено буквально всё "железо" "Интела";
  • и, наконец, - огромный, на 670 (включая блейд-серверы) серверов дата-центр или, если угодно, - "Центр обработки данных".


Впрочем, говорить, что тот или иной софт пишут именно нижегородские или саровские программисты, было бы некорректно: Intel вполне современная фирма, так что физическое расположение того или иного сотрудника не так важно: для проектов создаются некоторые группы, члены которых географически могут располагаться по всему миру. Хотя, с другой стороны, некоторая – возможно, историческая - географическая концентрация все-таки место быть имеет.

Дата-центр и впрямь впечатляет. Попасть внутрь нам, правда, не удалось, строжайшие меры безопасности, охраняют как форт Нокс, - однако о слоне можно судить по его ноге: нам показали могучие вентиляторы охлаждения, выходящие во двор, и дизель от "Мерседеса", занимающий немаленькую комнату, который обеспечит дата-центр электропитанием, если вдруг отрубятся и основной, и вспомогательный штатные электрические вводы.

Несмотря на чудеса, которые вот уже сорок с лишним лет (год основания - 1968) вытворяет в мире Высоких Технологий Intel, - внешне работа его эффектностью никак не поражает, во всяком случае, пока речь не идет о заводах-автоматах; поэтому я сосредоточился на том, как американская и, в сущности, всемирная высокотехнологическая корпорация вписывается в российские реалии. Не представительским офисом в столице, не "центром продаж", - это мы уже видели давно и видим до сих пор, - а вот именно технологической своей частью. Это интересует меня давно (отсылка к уже упомянутому анекдоту про "то, что вы делаете руками" и еще к одному, про "отстали наф-сек-та…"), а в последнее время, после основания Сколкова и грандиозных планов на его счет, - в особенности. То есть - как Intel вписывается в Нижний Новгород.

Город этот сравнительно большой (одно время - третий по размерам в России, сейчас, кажется, кто-то сумел его обогнать) и стремящийся сделаться вполне цивилизованным, несмотря на четыреста с лишним километров близости - по сравнению с Москвой - к Азии, - европейским. Чисто внешне это стремление проявляется пока весьма ограниченно, и город продолжает производить впечатление советской провинции, гениально, на мой вкус, проанализированной и синтезированной Балабановым в его "Жмурках". Снимавшихся как раз в Нижнем. И хотя Балабанов рассказывал о девяностых, внешне разница в глаза мне никак не бросилась: те же полуразвалившиеся деревянные двухэтажки XIX века с резными наличниками, необильно прореженные архитектурными шедеврами эпохи Брежнева и чуть, пожалуй, гуще - шедеврами сегодняшними. И первое знакомство с атмосферой произошло в гостинице.

Она стоит на берегу Волги и называется "Александровский сад". Место до крайности живописное, задние окна выходят на зеленый, весь в деревьях крутой волжский склон, фасадные - на широченную реку и небольшую пристань. Стиль у гостинички (четыре этажа) совершенно западный: форменные девочки на приемке, улыбающийся швейцар, предупредительно распахивающий двери, ворота подземной стоянки… Улыбки, пояснения… Однако электронный ключ от номера, выданный мне, дверь категорически не открывал. Правда, тут же, рядом, оказалась горничная, которая побежала "перепрограммировать" ключ - после чего он стал работать: через два раза на третий, - но с этим я уже смирился. Дальше: по всей гостиничке заявлен Wi-Fi, однако в номере он, увы, не работал. Точнее, так: сигнал был мощен, а не было выхода в интернет. При том, что в коридоре, в метре от двери номера, все было ОК, и на лестнице, и в холле. Спустившись вниз, я рассказал о проблеме и услышал совершенно совковый ответ: про сисадмина, которого, увы, нет на месте (уж не помню: заболел, выходной или в отгуле), но что, конечно, они посмотрят. Не посмотрели или посмотрели плохо: назавтра было то же: что с утра, что к вечеру. Но на этот совковый вызов девочки нашли, как им показалось, вполне западный ответ: переселили меня в номер, где Wi-Fi не только определялся, но еще и работал. Уже упомянутый въезд на подземную парковку: всё отлично, и места много, и пандус удобен, только вот… только вот нет прямого сообщения парковки с гостиницей: ни лестницы, ни лифта. По тому же пандусу, по которому въезжал, выходишь ножками и идешь, любуясь Волгой, к двери, которую предупредительно распахивает швейцар.

Смесь. Английского с нижегородским. В качестве чуть ли не специальной иллюстрации этого, еще Грибоедовым подмеченного, феномена была указательная двуязычная табличка в огромной гостинице "Ока", на которой (табличке), в числе прочего, переводилось слово Reception. Переводилось так: "Ресепшн"! Я нарочно запустил "СловоЕд" и против слова Reception обнаружил десятка полтора вариантов перевода, из которых - в контексте - отлично подошла бы добрая их половина. Но нет - "Ресепшн"!

Понятное дело, что этот двойной стиль не мог не проявиться и конкретно применительно к Intel. Их огромное, десятиэтажное здание, выкупленное у города в собственность, выглядит ровно как совковый, брежневских времен, НИИ. Да и как ему выглядеть, если прежде он им и был. Правда, не НИИ, а корпусом высокотехнологического завода, выпускавшего, сколько удалось выяснить, что-то вроде кассетных магнитофонов "Электроника". Остальные корпуса продолжают что-то такое отечественное делать, чуть ли не "черные ящики" для самолетов, - потому все заборы оплетены родимой колючей проволокой.

Внутри здание, правда, привели в определенное соответствие с западными стандартами: все этажи, кроме седьмого, административного, вычистили и разгородили на соты-загончики: open space, - в которых, правда, когда мы фирму посещали, не было почти никого: все набились на третий этаж на какую-то учебу, конференцию или что-то в этом роде, коллективное. Говорят, что в Штатах, в Санта-Клара, даже у самого президента Intel отдельного кабинета нет: будто и он сидит в одной из таких сот. У нас же - так и не понял: архитектурно или психологически - остался целый "кабинетный" этаж. Имеют место быть чистенькие столовки, автоматы с едой и питьем, доски объявлений со множеством текстов, написанных преимущественно по-английски. Во дворе - огромная стоянка, на которой места хватает для машины каждого работника, велосипедная стоечка, спортивная площадка. Курят на улице, под навесом, - пока еще не оборудовали на десятом этаже специальную курилку. Внутри всё увешано датчиками дыма и огня, которые, правда, не особенно чутко, чисто по-нижегородски, настроены, - так что мне легко удавалось отыскать место-другое для нелегального курения и его осуществить. На входе стоит (точнее - сидит в загородке) охрана и строго спрашивает пропуска. Ожидая пропуска, сквозь стекла никуда не заглянешь: они полузеркальны. Про зарплату - точнее, про соотношение ее здешней со, скажем, израильской или американской, - ничего не говорят, не принято и не положено, - но легко предположить, что она заметно выше средненижегородской. Но не факт, что среднемосковской. Хотя машин во дворе много: не особо дорогих, зато - новеньких.

Звали нас, десяток hi-tech-журналистов, не просто на экскурсию. Был и повод. Даже два. Семинар Intel IT Galaxy, на который время от времени съезжаются люди, так или иначе могущие влиять на закупки Высокой Техники. Intel постоянно проводит и разного рода конкурсы среди IT-профессионалов, победители которых получают разного рода призы - вроде увлекательных поездок; и в этот раз такой "поездкой" было мероприятие "три дня с Intel", приуроченное к одному из семинаров Intel IT Galaxy. И - пятилетний юбилей Детского компьютерного клуба Computer Clubhouse Intel. В пресс-материалах он был назван "единственным в России", что очень меня удивило, ибо я доподлинно знал как минимум еще об одном, московском, на бульваре возле Сретенки, - но мне объяснили, что это единственный в России детский компьютерный клуб именно Intel. Ну ладно, не существенно, главное - что есть и делает замечательное дело. Особенно меня "улыбнул" в этом клубе проект "Компьютер, бабушка и я!", в рамках которого малышня учит компьютерной грамоте своих бабушек (и, наверное, дедушек тоже).

В общем, понятное дело, что Intel, как и любой другой производитель, в первую очередь заботится о том, чтобы его продукцию покупало как можно больше народу. Но делает это весьма умно и, я бы даже сказал, благородно: не путем впаривания с помощью назойливой рекламы, а путем увеличения числа "понимающих" людей (в сущности - через образование), к которым - через понимание - придет и потребность в товаре. Причем, даже не в конкретном товаре (помните, как Apple продавала в Штатах колледжам свои компьютеры с огромными скидками - чтобы "подсадить" на них будущих взрослых?), - а в hi-tech вообще. В котором собирается оставаться всегда и на очень заметном месте. Отсюда - и семинары, и детские клубы, и всё такое прочее.

На закуску хочу припомнить одну давнюю историю, которая сформировала мою симпатию к Intel. Сто лет назад (точнее - аж в 1994-м году) в процессоре Pentium обнаружилась "ошибка в пятом знаке", на которую я, например, не натолкнулся бы никогда в жизни. Тем не менее, после разгоревшегося в прессе скандала, Intel объявил, что готов заменить любой "ошибочный" процессор на правильный. Я заинтересовался - скорее, как журналист, чем как пользователь. Выяснил, где находится московское представительство Intel (оно находилось тогда в нескольких комнатах, кажется, детского садика неподалеку от Минского шоссе, а штат его вряд ли превышал человек десять), извлек процессор из "мамы", сел в машину и поехал. Зашел, готовый к долгим объяснениям, качанию прав и всему такому прочему, привычному по совку. Меня встретила очаровательная дама, буквально без слов взяла из моих рук процессор, улыбнулась и выдала новенький. В коробочке.

Правильное дело - хорошо себя вести. Даже если ты такой Великий и Ужасный.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала