Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Авиация ВМФ России находится в критическом состоянии. Особенно тяжелое положение складывается в авиации Черноморского флота, которая может лишиться большей части своих самолетов и вертолетов уже в ближайшие 5-6 лет. Ситуация требует скорейшего решения, тем более что без современной авиационной составляющей окажутся бесполезными все поставки новых кораблей в рамках государственной программы вооружений на 2011-20 годы.
Планы поставок новой техники для морской авиации России остаются неизвестными. По крайней мере, публичных сообщений, а тем более официальных заявлений, в которых назывались бы цифры и параметры закупок авиатехники для ВМФ, пока не звучало, если не считать объявления о закупке 26 истребителей МиГ-29 для палубной авиации ВМФ.
Из неофициальных сообщений и статей экспертов известно о модернизации противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142, а также о том, что в рамках закупки 1000 новых вертолетов для Вооруженных сил в 2011-20 годах будут закупаться и морские машины.
ВМФ в последние 20 лет пережил чрезвычайно жесткие сокращения, и морскую авиацию эти сокращения коснулись едва ли не в первую очередь. Так, де-факто прекратила существование морская ракетоносная авиация, многократно снизилась численность боеготовых противолодочных самолетов, острые проблемы возникли с палубной авиацией – как с авиакрылом единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов», так и с палубными вертолетами, базирующимися на крейсерах, больших противолодочных кораблях, сторожевиках. На этом фоне положение Черноморского флота оказалось особенно плачевным.
Такая ситуация объясняется тем, что из всех флотов ВМФ СССР Черноморский флот был единственным, который не успели перевооружить кораблями и авиационной техникой нового поколения в 80-х годах, до распада Советского Союза. В итоге на вооружении авиации ЧФ сохранились гидросамолеты Бе-12, которые на остальных флотах России давно были сняты с вооружения. Достаточно возрастным является и парк вертолетов ЧФ, представленный машинами Ка-27 и Ми-14. Впрочем, эти модели вертолетов являются основными для ВМФ России в целом.
Заменить вертолеты Россия может. Страна ежегодно производит до сотни машин на экспорт и для собственных нужд, и с учетом более чем внушительных планов закупки новых вертолетов в рамках государственной программы вооружений, стоит рассчитывать, что морская авиация получит свою долю.
Более серьезным является вопрос замены противолодочных самолетов. Россия сейчас располагает не более чем 40 машинами дальнего действия – в том числе примерно 26-28 Ил-38 и 15 Ту-142 в составе авиации Тихоокеанского и Северного флотов.
На Балтийском флоте нет противолодочных самолетов вообще, а на Черноморском, как уже сказано, – всего 4 устаревших самолета Бе-12.
В последние годы противолодочные самолеты берегового базирования сильно изменились. В большинстве развитых стран, по мере развития бортового радиоэлектронного оборудования, они в ходе модернизаций начали превращаться в многоцелевые морские патрульные машины. Ярким примером являются модернизированные P-3 Orion ВМС США, ровесники и одноклассники российских Ил-38.
В ходе эволюции за последние 30 лет «Орионы» научились атаковать надводные корабли с помощью противокорабельных ракет, работать в качестве самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления, патрулировать исключительную экономическую зону и территориальные воды, ведя поиск контрабандистов и браконьеров.
Подобная модернизация планируется и на российских противолодочных машинах. Но для всего спектра задач, которые ставит перед Россией ее самая протяженная в мире морская граница в сочетании с устойчивым таянием полярных льдов, 40 самолетов явно недостаточно – например, США располагают 130 машинами этого класса. При этом данное число многие американские специалисты также полагают недостаточным.
Соревноваться с США, догоняя их по численности морской авиации, Россия не может, но возможности для существенного усиления морской авиации закупками новых машин есть.
Прежде всего речь идет о гидросамолете А-42, который создан на основе разработанного в 80-х годах прошлого века А-40 «Альбатрос». Эти машины, способные садиться на воду, помимо всех прочих задач морских патрульных самолетов, могут использоваться в спасательных операциях.
О планах по закупке А-42 военное ведомство уже объявляло. В частности, в 2008 году сообщалось о намерении закупить к 2010 году 4 таких самолета в поисково-спасательном варианте, а затем перейти и к закупкам многоцелевых машин, способных нести вооружение. Однако пока эти планы не реализованы. По мнению экс-командующего ВВС и ПВО военно-морского флота генерал-лейтенанта Валерия Уварова, ВМФ России хватило бы 15-20 новых гидросамолетов для того, чтобы покрыть потребности в поисково-спасательных машинах и значительно усилить парк противолодочной авиации. Говорить о полной замене старых машин на А-42 вряд ли возможно – с учетом состояния Таганрогского завода, где производятся эти машины, а также меньший по размерам Бе-200, закупаемый МЧС, выполнение заказа хотя бы на 40 таких машин может занять около 20 лет.
Еще одним вариантом, который позволил бы полностью заменить парк старых самолетов в приемлемые сроки, является закупка самолетов Ту-204П. Эта машина, созданная на основе лайнера Ту-204, по идеологии примерно соответствует новейшему американскому патрульному самолету P-8 Poseidon, созданному на основе лайнера B-737.
Развертывание серийного производства подобных машин по заказу ВМФ – более реальная задача, чем запуск в крупную серию А-42, и, помимо прочего, это позволит поддержать производство самолетов Ту-204, на которые сегодня практически отсутствуют коммерческие заказы. Производство 50-60 таких машин за 10 лет в сочетании с малой серией А-42, ориентированных, прежде всего, на спасательные задачи, могло бы в целом снять остроту проблемы и заложить основу для дальнейшего развития авиации ВМФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции