Строительство Тоннеля века, как его называют швейцарские СМИ, началось около 15 лет назад и на данный момент обошлось в 9,8 миллиарда швейцарских франков (7,5 миллиарда евро). Прокладка тоннеля велась с двух сторон: с севера, со стороны Эрстфельда (кантон Ури), с юга - от Бодио (Тичино). На строительстве одновременно заняты около 2 тысяч рабочих десятка национальностей, работы ведутся круглые сутки семь дней в неделю.
Для проходки скальных пород в тоннеле использовались две буровые установки, каждая диаметром 9,5 метра, длиной 440 метров и весом 2,7 тонны. В ходе работ было извлечено 24 миллиона тонн горной породы, которых хватило бы на строительство пяти пирамид Хеопса.
Длина Базового тоннеля Готарда на три с лишним километра превышает протяженность тоннеля Сэйкан (53,85 км), который связывает японские острова Хонсю и Хоккайдо. Таким образом, Готард получит звание нового рекордсмена мира. Знаменитый Евротоннель под Ла-Маншем, длина которого составляет 50,4 километра, сдвигается на третье место.
Готардский тоннель имеет два отдельных ствола, по которым поезда будут следовать в противоположных направлениях. Внутри тоннеля будут построены две аварийные железнодорожные станции, связанные с поверхностью аварийными шахтами.
Общая протяженность всех ходов швейцарского тоннеля, включая служебные и пешеходные, составляет 153,4 километра.
Ожидается, что все работы завершатся в 2017 году. Скоростные пассажирские поезда смогут проходить по тоннелю со скоростью 250 км/ч, грузовые составы - 160 км/ч.