Александр Корниенко, политолог, для РИА Новости.
Конец прошлой недели подтвердил, что создание в рамках ЕврАзЭС Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана – основная цель России в интеграционном процессе на постсоветском пространстве.
Об этом заявил премьер-министр Владимир Путин 14 октября на совещании по проектам соглашений в рамках ЕЭП.
Встреча глав правительств Таможенного союза совпала со 100 днями функционирования этого интеграционного объединения, по сути ставшего первой стадией ЕЭП.
Как известно, договоренность о создании ТС была достигнута 28 ноября 2009 года на встрече Дмитрия Медведева, Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева в Минске. С 1 июля 2010 года Таможенный кодекс ТС стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белорусией и Казахстаном.
Конечно, 100 дней срок небольшой, но уже можно говорить о том, что ТС не стал очередным бумажным проектом.
С началом действия Таможенного союза товарооборот между Россией, Белоруссией и Казахстаном увеличился на 25-30%.
Об этом сообщил первый зампредседателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Владимир Гошин в рамках проходившей в Минске международной конференции «Таможенный союз Белоруссии-России-Казахстана: современность и перспективы».
Столь резкое увеличение товарооборота Гошин объяснил тем, что «ушли таможенные барьеры, упростилась система перемещения товаров», особо подчеркнув важность отмены таможенного оформления любых товаров.
Общая граница ТС потребовала реального объединения пограничных и таможенных служб. «Принципиальное согласие на создание совместной коллегии таможенных органов трех стран уже есть. Предполагается, что наблюдателями в этом органе будут Украина и Кыргызстан», отметил руководитель российской ФТС Андрей Бельянинов.
Тройка ТС явно старается сохранить высокий темп интеграции. Именно поэтому было принято консолидированное решение ускорить выход на новый уровень интеграции. О необходимости «форсировать подготовку к запуску Единого экономического пространства, сформировать всю необходимую для этого нормативную базу до 1 января будущего года», заявил глава правительства РФ Владимир Путин, подчеркнув, что сделано это будет сразу, «а не в два этапа, как мы планировали раньше». Премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана практически минимизировали разногласия по блоку соглашений, составляющих основу ЕЭП. «Мы дали четкие сигналы экспертам, как продолжать дальше совместную работу», — сказал белорусский премьер Сергей Сидорский. Уверенность в том, что соглашения по ЕЭП будут приняты вовремя, подтвердил руководитель правительства Казахстана Карим Масимов: «По крайней мере, по всем чувствительным вопросам — нефть, газ, железнодорожный транспорт, транспортировка электроэнергии — позиции согласованы». В свою очередь министр финансов России Алексей Кудрин также заявил, что в ближайшее время между странами-участницами ТС может быть подписан документ о согласованной макроэкономической политике на формирующемся странами Едином экономическом пространстве.
Однако процесс формирования ЕЭП не столь безоблачный. Газовый вопрос вновь может стать серьезным испытанием для российско-белорусских отношений.
Минск настаивает на равнодоходных ценах на газ для России и Белоруссии уже к 2012 году. Москва же предлагает исключить из энергетических соглашений по ЕЭП газовую составляющую.
В то же время российская сторона еще раз подтвердила, что вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые так волнуют Минск, будут отменены сразу после ратификацией Белоруссией всего пакета соглашений по ЕЭП.
Владимир Путин во время встречи с белорусским и казахстанским коллегами затронул еще одну крайне важную тему – возможное расширение ЕЭП. «Некоторые из них (партнеров по СНГ и ЕврАзЭС) давно проявляют прямой интерес к совместной работе в рамках интеграционных объединений», – сказал Путин. По его словам, такой диалог ведется с Таджикистаном и Киргизией, возможен он и с Украиной.
Высказывание российского премьера позволяет сделать вывод, что Москва отказалась от идеи создания многосторонней зоны свободной торговли в рамках СНГ в пользу укрепления и расширения ТС и создания ЕЭП.
Безусловно, наблюдателей в первую очередь интересует вопрос возможного участия Украины в формируемом ЕЭП.
Еще в начале 2010 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект постановления об участии Украины в формировании ЕЭП, подготовленный депутатами, первым и вторым секретарями ЦК Компартии Украины Симоненко и Алексеевым. Избранный президентом Виктор Янукович так определил свое отношение к ЕЭП: «Украина стала членом Всемирной торговой организации. И сегодня вхождение Украины в этот союз (ЕЭП) возможно только на условиях ВТО. И, конечно, мы бы хотели, чтобы наши партнеры как можно быстрее стали членами ВТО». Сейчас Киев в области внешней торговли делает ставку на создание зоны свободной торговли с Евросоюзом. Процесс переговоров в этом направлении идет крайне тяжело. Не случайны поэтому опасения главы украинской переговорной группы по созданию ЗСТ с ЕС, замминистра экономики Валерия Пятницкого: «Присоединение Украины к ТС России, Белоруссии и Казахстана привело бы к немедленному прекращению переговоров о Зоне свободной торговли между Украиной и ЕС».
Даже потенциальная возможность участия Украины в интеграции со своими соседями по СНГ, мягко говоря, не вызывает восторга в Евросоюзе.
Представитель Брюсселя на переговорах о создании ЗСТ с Украиной Ева Синовец напрямую заявила в ходе переговоров: «Единственное, что нас беспокоит – не примете ли вы решение о присоединении к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана?» Руководитель европейской делегации добавила, что «присоединение к союзу стран, не участвующих в ВТО, разрушит переговоры с ЕС о создании ЗСТ, а также усложнит торговые отношения Украины с другими странами-участницами ВТО».
Первым шагом по приближению Украины к правилам ТС и ЕЭП может стать предложение президента России Дмитрия Медведева об унификации работы таможенных и пограничных служб двух стран.
Очень многое в формировании ЕЭП будет зависеть от членства стран-участниц в ВТО. Об эпопеи России на пути в эту организацию сказано много, тем не менее, она продолжается. Казахстан подал заявку в ВТО в 1996 году. Тогда еще он не был признан страной с рыночной экономикой, что препятствовало полноправному членству. В сентябре текущего года прошел очередной раунд переговоров в Вашингтоне. Официальные представители организации заявляют, что Астана находится в продвинутой стадии переговоров.
Однако в Казахстане, как и в России, идут дискуссии о необходимости присоединения к ВТО. Критики указывают на то, вступление Казахстана в торговую организацию приведет к исчезновению с прилавков магазинов отечественных товаров и появлению более дешевого импорта, способного разорить местных товаропроизводителей и увеличить рост безработицы.
Белоруссия находится лишь на начальной стадии переговоров с ВТО, процесс присоединения займет, по крайней мере, несколько лет.
Но ясно другое – независимо от ВТО, интеграция на постсоветском пространстве обретает более четкие ориентиры, хотя создание Единого экономического пространства не обещает быть легким.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции