МОСКВА, 16 окт - РИА Новости. Музыка известного композитора Леонида Десятникова, который отмечает 55-летие в субботу, называется простым словом "шедевр", считают его коллеги и друзья.
"Я не могу сказать, что мне близко все, что он делает, но у него есть вещи, которые называются простым словом "шедевр". Я сердечно поздравляю его с днем рождения и желаю ему, чтобы то, что он пишет сейчас - балет "Утраченные иллюзии" для Большого театра, вошло в число его шедевров", - сказал РИА Новости композитор и музыковед Борис Филановский.
По его мнению, "в произведениях Десятникова есть какая-то очень личная, интимная интонация - что-то в этом есть боязливое, но, тем не менее, то, что он так мощно открывается миру, очень дорого".
Филановский, как и Десятников, окончил Санкт-Петербургскую Консерваторию, только позже, чем юбиляр.
"Для меня музыка Десятникова была важным этапом в истории моего слуха. Когда я был студентом и уже позже, это было что-то важное для меня. Сейчас я очень хорошо отношусь к нему как к человеку, который уверен в себе и упорно гнет свою линию, несмотря ни на что", - поделился собеседник агентства.
В свою очередь, писатель Владимир Сорокин, которого связывает с Десятниковым совместная работа, признался, что считает юбиляра большим композитором.
"Я люблю этого композитора, и очень доволен результатами нашей совместной работы. Мне посчастливилось уже трижды работать с Десятниковым - он писал музыку для фильмов, снятым по моим сценариям "Москва" и "Мишень", и более плотно мы с ним работали над оперой "Дети Розенталя", - рассказал Сорокин.
По его мнению, опера "Дети Розенталя", так неоднозначно принятая публикой и критикой, "еще ждет своей лучшей постановки".
"Настоящий успех этой оперы еще впереди. Вообще о ней было написано много глупостей. Мне кажется, что это произведение как бы разделило публику на провинциально мыслящих и на свободно мыслящих. Люди внутренне свободные получили и продолжают получать от нее большое удовольствие", - отметил писатель.
"Я очень жду от этого замечательного композитора новых музыкальных потрясений, шедевров, на которые Леонид Аркадьевич так щедр", - заключил Сорокин.
К поздравлениям присоединился главный дирижер Большого театра Александр Ведерников.
Как он рассказал РИА Новости, "мне приятно, что в моей творческой судьбе была встреча с Десятниковым, мы работали над оперой "Дети Розенталя".
"Я считаю его одним из наиболее ярких в отечественной современной музыки композиторов и весь его творческий образ характерен тем, что он впитал в себя и неотделим от мировой и отечественной традиции музыки. И это было проявлено в работе над оперой", - поделился дирижер.
Он также отметил универсальный дар Десятникова, его умение работать с самыми разными жанрами - балет и опера, камерная музыка, кино и драма.
Помимо работы над произведениями по сценариям Сорокина, широкой аудитории Десятников (1955, Харьков) известен еще и музыкой к фильмам "Мания Жизели" (Алексей Учитель, 1995), "Кавказский пленник" (Сергей Бодров, 1996), "Дневник его жены" (Алексей Учитель, 2000), "Олигарх" (Павел Лунгин, 2002).
Авангардист Десятников сочинял музыку на повести Карамзина (камерная опера "Бедная Лиза", 1976-1980), стихи Державина (кантата "Дар", 1981) и Хармса (вокальный цикл "Любовь и жизнь поэта", 1989). Ему принадлежит также поставленная в Мариинском театре опера "Царь Демьян" (2001), жанр которой сам композитор характеризует как "ужасное оперное представление".
В своей автобиографии он утверждает, что его любимый жанр - "трагически-шаловливая вещица".
В августе этого года Десятников отставил пост музыкального руководителя Большого театр, который занимал чуть меньше года.