ЛОНДОН, 14 окт - РИА Новости, Елена Пахомова. Рекордное количество галерей со всего мира - 173 - откроют в четверг свои стенды для публики в лондонском Риджент-парке в рамках восьмой ярмарки современного искусства Frieze Art Fair; Россия уже традиционно представлена галереями "Риджина" и XL.
Если в прошлом году Frieze проходил под знаком, если не сказать гнетом последствий финансового кризиса, в этом году директора ярмарки Аманда Шарп и Мэтью Слотовер дружно заявили о возвращении к финансовой стабильности. Отсюда и число заявок от галерей на участие.
"Столько не было никогда. Да и список галерей удивительно сильный", - заявили Шарп и Слотовер.
Всего на ярмарке представлено 29 стран и более тысячи художников. К резидентам ярмарки White Сube, Gagosian Gallery, Lisson Gallery, David Zwirner, Paul Kasmin и еще нескольким десяткам постоянных участников в этом году добавятся пятеро новичков - нью-йоркские Bortolami и Elizabeth Dee, лондонская Pilar Corrias, брюссельская Xavier Hufkens и Michael Lett из Окленда.
Frieze, безусловно, мероприятие коммерческое, направленное на поиск покупателей, однако число программ для широкой публики год от года растет. Расширяется программа Frieze Talks - обсуждение художественных тенденций с художниками, арт-экспертами, режиссерами и кураторами. На нескольких лондонских площадках будет проходить музыкальный проект Frieze Music, а кинематографическая часть ярмарки в этом году включает подборку фильмов куратора Сары МакКрори, а также специально снятые под ярмарку экспериментальные работы четырех художников. Под кинопрограмму на территории ярмарки в этом году построен отдельный шатер.
Кроме того, третий год подряд ярмарка продолжает сотрудничество с Королевским колледжем искусств (Royal College of Art) для создания детской образовательной программы, которая в эти дни будет проходить не только в самом выставочном павильоне, но и в британских школах.
Не отходит Frieze и от своей традиции занимать современным искусством и пространство классического английского сада в Риджентс-парке - парк скульптур, как всегда, достаточно диссонирующий с пейзажем, займет свое место.
Ежегодно на Frieze вручается одна из престижнейших премий в области современного искусства Cartier, лауреат которой, как всегда, известен заранее. Десять тысяч фунтов стерлингов на создание новой работы, тысячу фунтов комиссионных и право три месяца бесплатно выставлять свою работу в лондонском галерейном центре Gasworks получит в этот раз работающий в Мехико и Берлине британо-японский художник Саймон Фудживара (Simon Fujiwara).
Проект лауреата Cartier в этом году занял беспрецедентно большое пространство на ярмарке. Фудживара представляет большую составную инсталляцию, разбитую по всей территории Frieze, Frozen - псевдоархеологические раскопки под территорией павильона некоего древнего города, бывшего центром искусства.
Русские галереи на Frieze
Российское участие на Frieze уже можно назвать не просто традиционным, но и стабильным - галерея XL приезжает в Лондон в седьмой раз, "Риджина" в третий. Больше из России здесь никогда никого не было.
Однако, по мнению галерей, стабильность это лишь видимая.
"Да, мы приезжаем уже в который раз, но это ничего не значит. Ротация может произойти в любой момент", - считает директор XL Елена Селина.
XL, фокусируясь на мультимедии и инсталляциях, не привозит на Frieze ни политического современного российского искусства, ни ярко выраженных национальных художников. В этом году стенд галереи представлен Аристархом Чернышевым и его арт-проектом "Электробутик", видео Анны Ермолаевой.
"Мы каждый раз стараемся что-то новое привезти сюда. В этот раз мы привезли Игоря Мухина, Алекса Булдакова, которых никогда не привозили на Frieze", - рассказала РИА Новости Селина.
По ее словам, ежегодный успех галереи на ярмарке тесно связан с интересом к тому искусству, с которым она работает - русскому искусству, "понятному в интернациональном контексте, которое западному покупателю объяснять не надо".
"Риджина", которая в этом году открыла филиал в Лондоне, придерживается той же линии. Галерея привезла на Frieze Джонатана Меезе, Марию Серебрякову, инсталляцию молодой немки Йоринде Фойт (Jorinde Voigt) и других.
"Художники, с которыми мы работаем, это уже европейские имена, привозя их на ярмарку, нам не нужно доказывать, что это хорошие художники", - рассказала директор лондонской "Риджины" Аня Маккесси.
Речь, в первую очередь, идет о таких художниках, как Сергей Братков, Семен Файбисович, Павел Пепперштейн и так далее. И если на стенде галереи в этом году представлен украинец Стас Волязловский с психоделическим полотном "Хореограф" о Борисе Моисееве в окружении огромного количества культурных референций - от элементов Торы и русского фольклора до страз и кружева - вовсе не обязательно, что куплено оно будет непременно русским покупателем.
"Есть некая визуальная культура. Этим и отличается иностранный покупатель от русского - он готов купить что-то, что для него непонятно. О'кей, я потом переведу эту часть текста, я потом узнаю, кто такой Боря Моисеев. Но его (покупателя) привлекает то, как это выглядит, ему это интересно", - рассказал владелец "Риджины" Владимир Овчаренко.
"Тем и отличается лондонская публика на этой ярмарке. Она более ориентирована на искусство спектакулярное, чуть-чуть с вызовом, с каким-то напряжением", - пояснил он.
Обе российские галереи результатами участия в ярмарке традиционно довольны. По словам Селиной, в день закрытого показа накануне официального открытия галерея уже продала две работы.