Рейтинг@Mail.ru
Что несут России довыборы в Конгресс? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что несут России довыборы в Конгресс?

Читать ria.ru в
Дзен
Неумолимо приближается 2 ноября – дата промежуточных выборов в Конгресс США. Насколько это критично для будущего российско-американских отношений, и не приведет ли к прекращению их «перезагрузки»?

Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, для РИА Новости.

Неумолимо приближается 2 ноября – дата промежуточных выборов в Конгресс США. В результате будут переизбраны все 435 членов Палаты представителей и 37 сенаторов. В настоящее время большинство в обеих палатах американского парламента принадлежит Демократической партии. Однако сохраняющиеся внутри страны экономические проблемы, следствием которых является высокий уровень безработицы (около 10%), будут способствовать победе республиканцев на предстоящих выборах. По мнению ряда американских экспертов, демократы потеряют большинство в Палате представителей и некоторое количество мест в Сенате. Насколько это критично для будущего российско-американских отношений, и не приведет ли к прекращению их «перезагрузки»?

По окончании периода «холодной войны», когда глобальное противостояние ушло в прошлое, то есть в начале 1990-х годов, в Москве надеялись, что российско-американские отношения будут носить равноправный характер, учитывая добровольный вывод советских войск из Европы, согласие на объединение двух германских государств, прекращение какой-либо поддержки тех государств, которые вызывали озабоченность со стороны Вашингтона, и начатый процесс демократизации внутри страны. Однако в США эти изменения были восприняты как победа над «империей зла», которая препятствовала распространению американских идеалов по всему миру. Как следствие, в Белом доме перестали учитывать мнение России при решении серьезных международных проблем.  Этому способствовали экономическая слабость Российской Федерации, ее внутриполитическая неустойчивость и значительное ослабление военного потенциала. 

Такая ситуация сохранялась до сентября 2001 года, когда Америка подверглась неожиданной террористической атаке. Российское руководство в лице президента Владимира Путина тогда поддержало Вашингтон, согласившись на размещение военных баз Организации Североатлантического договора в Центральной Азии.

И это было сделано, несмотря на значительные антиамериканские настроения внутри страны, обусловленные, в том числе, несанкционированными со стороны Совета Безопасности ООН военными действиями НАТО против Югославии. У Запада вновь возникла реальная возможность установить  с Российской Федерацией партнерские отношения. Но и эта возможность не была реализована.

На Западе по-настоящему вспомнили о России только в августе 2008 года, когда произошли трагические события на Кавказе. Вооруженный конфликт России с Грузией не только поставил Москву и Вашингтон на грань новой «холодной войны», но и политизировал американское общество по отношению к РФ впервые с конца 1980-х годов.

Начало конфликта совпало с активной фазой президентской избирательной компании в США. И первое заявление по этому поводу сенатора Барака Обамы свидетельствовало о его принципиально новом подходе к оценке международных событий. Тогда он заявил следующее: «Я решительно осуждаю вспышку насилия в Грузии и настаиваю на немедленном прекращении вооруженного конфликта. Сейчас Грузии и России следует проявить сдержанность, чтобы избежать эскалации крупномасштабной войны».

Это заявление, даже поддержанное со стороны республиканской администрации Буша-младшего, сразу поставило Барака Обаму под сильный огонь критики. Этим воспользовался другой кандидат в президенты - сенатор Джон Маккейн, призвавший Москву немедленно прекратить боевые действия. В результате рейтинг представителя Республиканской партии среди американских избирателей пошел стремительно вверх, что создало ему реальные шансы на победу. В этих условиях команда Обамы была вынуждена проинформировать своих избирателей, что сделанное заявление основывалось на имеющейся в то время информации. Позднее и демократы стали возлагать основную вину за происшедшие события на Москву.

Осенью 2008 года состоялись дебаты кандидатов на пост президента США. В ходе их проведения, как указывает американский эксперт из Центра за американский прогресс Самуэль Чарап, сенатор Джон Маккейн активно использовал российскую тему, которая упоминалась чаще, чем война в Ираке или Афганистане. Он обвинил Барака Обаму в наивности, неопытности и неверности суждений, в первую очередь, при рассмотрении российско-грузинского вооруженного конфликта. И многие американцы согласились с этим. Так, по данным состоявшихся опросов 55% избирателей посчитали Джона Маккейна хорошо подготовленным для взаимоотношений с российским руководством, и только 27% проголосовало по этому вопросу за Барака Обаму.  

Было бы неправильно полагать, что в августе 2008 года сенатор-демократ Обама сделал ошибку, которая едва не стоила ему поста президента. Ведь схожую позицию он тогда высказал и в отношении палестино-израильского конфликта, не став однозначно на сторону единственного американского союзника на Ближнем Востоке. Более того, он попытался реализовать эту стратегию на практике уже в период своего правления. И это привело к некоторому охлаждению отношений с Тель-Авивом. 

Некоторым может показаться, что грузинская тема в российско-американских отношениях уже закрыта. Однако это не так, даже спустя два года.

Республиканцы продолжают активно использовать проблему территориальной целостности Грузии, обвиняя Россию в попытках установления гегемонии на Южном Кавказе вопреки национальным интересам США. Администрацию Обамы они упрекают в том, что курс на «перезагрузку» отношений между нашими странами приводит к ослаблению связей Вашингтона с Центральной Европой и такими партнерами, как Грузия и Украина.

В действительности этого не наблюдается. Тем не менее, демократам приходится вести постоянную внутриполитическую борьбу по вопросу взаимоотношений с Российской Федерацией.

По мнению ряда американских экспертов, вооруженный конфликт между Москвой и Тбилиси будет иметь долговременные негативные последствия. Но США по-прежнему считают Южную Осетию и Абхазию составными и неотъемлемыми частями Грузии и призывают Россию вывести свои войска с этих территорий и допустить туда наблюдателей из Европейского Союза. В Вашингтоне полагают следующее: Москва блокирует переговоры по урегулированию южноосетинского и абхазского конфликтов в Женеве и вмешивается во внутренние дела Грузии, что создает реальную угрозу для существующего демократически избранного правительства Саакашвили и повышает вероятность повторения вооруженного конфликта.

По-видимому, грузинская тема имеет для американской администрации, вне зависимости от ее партийной принадлежности, принципиально важное значение. Подтверждением этого стал июльский (2010 года) доклад Государственного департамента США: «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения», в котором военное присутствие РФ в Грузии было представлено как серьезное нарушение ею своих обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. При этом не учитывался вынужденный характер признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, а также невозможность восстановления территориальной целостности Грузии даже в среднесрочной перспективе. Выйти из этого тупика было бы возможно, если президент Барак Обама сохранил свой первоначальный подход к оценке российско-грузинских событий. Но это нереально в свете вышеописанной политизации американского общества. Следовательно, эта проблема сохранится, что станет сдерживающим фактором для развития российско-американских отношений.

Конечно, курс на «перезагрузку» российско-американских отношений администрацией Обамы будет продолжен, независимо от результатов  промежуточных выборов в Конгресс. Основная причина этого состоит в том, что только Россия имеет сопоставимый с США ядерный арсенал, защитить от которого, даже с учетом процесса ядерного разоружения, национальная система противоракетной обороны не сможет и в среднесрочной перспективе. Помимо этого, Москва является важным партнером, без которого афганскую и иранскую проблемы решать достаточно сложно. И в Вашингтоне это отчетливо понимают.

Во-вторых, в течение последующих двух лет администрация Обамы будет вынуждена только реализовывать уже одобренные парламентом реформы в социально-экономической сфере. Это ей позволит сконцентрироваться на внешнеполитической сфере, что в условиях политизации американского общества и повышения международного авторитета РФ неизбежно приведет к пересечению национальных интересов рассматриваемых государств, в первую очередь на Кавказе и Ближнем и Среднем Востоке. Что не остановит процесс «перезагрузки», но существенно его замедлит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала