ЛОНДОН, 13 окт - РИА Новости, Елена Пахомова. Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг совершит в среду однодневный рабочий визит в Москву, который станет первой поездкой в РФ высокопоставленного представителя нового коалиционного правительства Соединенного Королевства.
Хейг вылетел в Россию во вторник вечером и в среду планирует провести переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым о перспективах развития политического диалога между Лондоном и Москвой, который был значительно нарушен в последние годы из-за взаимных противоречий по ряду вопросов.
Кроме того, в ходе этого визита главу Форин-офиса примет президент России Дмитрий Медведев.
Отношения Москвы и Лондона заметно ухудшились в 2006 году в связи с "делом Литвиненко", претензиями властей РФ к Британскому Совету в России, а также позиции Великобритании по действиям России во время конфликта вокруг Южной Осетии.
Официальные контакты между двумя государствами резко сократились, Великобритания также приостановила сотрудничество с Россией по борьбе с терроризмом, облегчению визового режима и работе над соглашением о культурных центрах.
Все события, связанные с установлением более чем прохладных отношений между странами, пришлись на период правления Лейбористской партии в Великобритании. И хотя уровень политических контактов стал постепенно восстанавливаться в последние год-полтора, а в ноябре 2009 года в Москве с первым за пять лет визитом побывал тогдашний глава Форин-офиса Дэвид Милибэнд, никаких реальных изменений до сих пор не происходит.
Хотя многие предрекали, что консерваторы, пришедшие к власти в Соединенном Королевстве полгода назад, будут еще более жесткими в диалоге с Москвой, на практике заявления британской стороны в преддверии визита и ее шаги дают надежду на то, что чисто технический диалог может приобрести и некую политическую позитивную окраску.
Вопрос о новой угрозе для двусторонних отношений неожиданно возник в конце сентября текущего года, когда Хейг высказался за возможность введения визовых санкций в отношении лиц, причастных к гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, обвинявшегося в уклонении от уплаты налогов и скончавшегося в следственном изоляторе 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала большой общественный резонанс. В отношении следователей и других сотрудников следственного комитета при МВД России, которые расследовали дело Магнитского, было возбуждено уголовное дело.
В письменном ответе на парламентский вопрос видного депутата-консерватора Дэвида Дэвиса Хейг указал, что "при определенных условиях правительство Великобритании может рассмотреть вопрос о запрете на въезд на свою территорию российских чиновников, причастных к незаконному преследованию и гибели Сергея Магнитского".
Однако пока ситуация не изменилась.
Некоторую растерянность в свете столько позитивного курса вызвало и заявление минувшим летом британского министерства по международному развитию о прекращении спонсирования проектов в России, например, по здравоохранению и образованию. Однако обе стороны заверяют, что к налаживанию двусторонних отношений это отношения не имеет.
"Для некоторых стран эта помощь - необходимый инструмент выживания. Британские деньги должны быть использованы для помощи беднейшим людям и беднейшим странам, чтобы каждый пенни был направлен на реальные перемены", - сообщил ранее глава британского министерства Эндрю Митчелл.
Британская сторона считает, что Россия, хотя и имеет свои проблемы, является в то же время членом крупнейших международных организаций, готовится принять Олимпиаду, а потому должна быть не получателем, а сама спонсировать мировые проекты борьбы с бедностью.
"С учетом высоких темпов экономического развития России в последние годы, а также принимая во внимание активное участие нашей страны в международных программах содействия развитию в качестве донора, британская сторона прекратила прямое осуществление программ развития на двусторонней основе ещё в 2007 году", - разъясняет, в свою очередь, заявление посольства РФ в Лондоне.
В общем, существующий контекст двусторонних отношений говорит о том, что какие бы трения не возникали, никто не намерен делать существующие проблемы препятствием для развития сфер взаимной заинтересованности.
БЕЗБОЛЕЗНЕННАЯЯ ПОВЕСТКА
Как ранее сообщил РИА Новости официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, повестка дня будет включать вполне привычные для подобных встреч вопросы безопасности в Европе в контексте инициативы президента РФ о подготовке Договора о европейской безопасности (ДЕБ), актуальные ядерные проблемы, ситуацию на Ближнем Востоке, в Афганистане.
Будет поднят и вопрос визового режима между странами и проблема культурных связей.
Как ожидается, глава Форин-офиса встретится и с представителями гражданского общества России и обсудит проблемы соблюдения законов в РФ, состояние с правами человека на Кавказе.
По всей видимости, не избежать сторонам и очередного обсуждения взаимных экстрадиционных претензий - Великобритания добивается выдачи подозреваемого в отравлении в Великобритании в 2006 году экс-офицера Александра Литвиненко Андрея Лугового, список российских претензий идет уже на десятки человек. Среди наиболее одиозных личностей, которых Британия отказалась экстрадировать, - предприниматель Борис Березовский и эмиссар чеченских сепаратистов Ахмед Закаев. Из последних дел - рассмотрение запроса о выдаче экс-совладельца компании "Евросеть" Евгения Чичваркина, решение по которому еще не принято.
Однако и Москва, и Лондон заявляют, что их позиции уже неоднократно и четко были сформулированы, отказываться от них ни те, ни другие не намерены, а потому наступать друг другу на больные мозоли никто, по всей видимости, не будет, и стороны ограничатся очередным формальным обозначением своих взглядов.
Ключевой же целью переговоров является дальнейшее наращивание, особенно после мирового финансового кризиса, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В свете всего этого, Хейг также проведет "перекрестную" встречу с представителями российского бизнеса и британскими предпринимателями, работающими в РФ.
Великобритания, несмотря ни на какие разногласия, последние годы оставалась одним из ключевых российских бизнес-партнеров и одним из главных иностранных инвесторов в российскую экономику. Об этом свидетельствует и то, что лорд-мэр лондонского финансового центра Сити, каждый год включает Россию в список посещаемых иностранных государств, и продолжающаяся активная работа российско-британского Межправительственного комитета по торговле и инвестициям (МКТИ), очередная сессия которого пройдет в ноябре 2010 года в Москве.
Стороны, по всей видимости, настроены менять тенденцию, когда бизнес-связи не имеют практически никакого подкрепления политического.
Как заявляет Форин-офис Британия сейчас намерена сосредоточиться на развитии именно стабильного политического диалога на самом высшем уровне, чтобы технические связи были более эффективными.
В начале сентября завершающий тогда свою работу на посту посла России в Лондоне Юрий Федотов сообщил журналистам, что за визитом Хейга может последовать ответный визит главы российской дипломатии Сергея Лаврова в Великобританию, однако пока никаких подтверждений этому нет.
ВСТРЕЧА С ПРЕЗИДЕНТОМ
В ходе встречи Хейга примет президент РФ Дмитрий Медведев.
Британская сторона планирует обсудить в ходе этой встречи тему заданной российским руководством модернизации России и путей возможного британского участия в этих процессах, в частности, возможности отхода РФ от ресурсной зависимости и перехода к "экономике знаний" (knowledge economy).
Речь идет, в первую очередь, о переходе науки на коммерческие рельсы, развитие высокотехнологичного производства, развитие двусторонних связей по таким приоритетным для Британии направлениям, как борьба с изменениями климата и перехода к энергосберегающим экологическим производствам.
Однако сам факт того, что глава государства примет у себя главу внешнеполитического ведомства Соединенного Королевства, Великобритания рассматривает как крайне позитивный шаг.
"Мы воспринимаем это как позитивный знак, как желание со стороны России начать то, о чем договорились премьер министр (Дэвид Кэмерон) и президент Медведев ранее в этом году (на саммите G8) - поиск путей для более прочных и позитивных взаимоотношений", - сказал журналистам высокопоставленный источник в Форин-офисе.
По его словам, это не значит, что разногласия будут устранены, но это признак того, что обе стороны заинтересованы в более активной двусторонней работе, а потому реальный курс на улучшение отношений будет задан.