МОСКВА, 8 окт - РИА Новости. Хосписная помощь в России за свою почти 20-летнюю историю не приобрела системного характера, и более 280 тысяч человек, живущих с онкологическими заболеваниями в терминальной стадии, не могут из-за бюрократических проволочек получать вовремя обезболивающие препараты, сообщили РИА Новости врачи и эксперты в преддверии Всемирного дня хосписной и паллиативной помощи, который отмечается в этом году 9 октября.
Камни преткновения
Главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова, которая стала первооткрывателем хосписного движения в России, с сожалением отмечает, что последние 20 лет хосписная помощь все еще находится "практически в зачаточном состоянии".
По ее словам, этот вопрос очень трудно решается даже в Москве, где на сегодняшний день работает восемь хосписов для взрослых, и тем более не решается в регионах РФ. "В Москве очень трудно решается этот вопрос и практически не решается на периферии из-за отсутствия денег и заинтересованности организаторов здравоохранения, в том числе и из-за непонимания проблемы", - сказала врач.
По словам Миллионщиковой, понимание приходит только тогда, когда руководители, от которых зависит решение проблемы, сами переживают утрату родного человека от онкологического или другого неизлечимого заболевания.
"У нас даже нет специальности "паллиативная медицина" (медицинская и психологическая помощь для неизлечимых больных), у нас нет никакой законодательной базы, у нас нет подготовки кадров, не говоря уже о стандартах и порядках оказания помощи", - сказала Миллионщикова.
Боль пациентов и их родных
По словам главврача, хоспис - это медико-социальное учреждение, где бесплатно оказывается медицинская, психологическая, духовная, социальная помощь. Однако у многих россиян сложилось неправильное представление о хосписах.
"В Ижевске отделение довольно старое и оно занимается только детьми с неврологическими заболеваниями. И оказывает помощь, как мы его назвали между собой, по типу "социальный отдых", - сказал РИА Новости Холодов. Он убежден, что отделения паллиативной и хосписной помощи для детей должны быть в каждом регионе России или хотя бы должны быть выездные бригады, которые должны оказывать ту же помощь, что и в стационаре.
"Где есть детская медицина, там должна быть и детская паллиативная помощь, паллиативные отделения. Их мощность должна зависеть от численности населения, от заболеваемости и других факторов, но должны быть обязательно выездные бригады, которые прикрепляются к этому отделению. И выездная работа в нашей стране, по всей видимости, будет ведущей", - считает Холодов.
Заведующий отделением паллиативной помощи Александр Трухан сообщил, что врачи оказывают помощь всем детям, которым нужна паллиативная помощь на территории Москвы. Однако по направлению столичного департамента здравоохранения в отделении могут лечиться и дети из других регионов.
На сегодняшний день в стационаре находится восемь детей, а на обслуживании выездной бригады - порядка 180 детей, отметил Труханов.
Он подчеркнул, что абсолютно все дети, которые находятся на их попечении, получают необходимый комплекс препаратов для обезболивания.
"Страдания и болей у нас ни у кого нет. Обезболивание полное, 100%", - сказал Трухан.
Проблема обезболивания
Однако нередко больные в терминальной стадии испытывают в России проблемы с обеспечением обезболивающими препаратами, а чаще всего это наркосодержащие средства. Вопрос особенно остро стоит для пациентов, которые сами борются с неизлечимым недугом, а не в стационаре.
Прежде всего, проблема с доступом к наркотическим препаратам связана с тем, что многие поликлиники не имеют лицензии для хранения и распространения таких препаратов, а если даже и имеют, то не хотят связываться с ними из-за большой отчетности, считает врач отделения паллиативной помощи Национального научно-практического центра Наталья Бенова.
"Очень много отчетности, очень много требований, проблемы с документацией, все надо подсчитывать, за каждую дозу надо отчитываться", - сказала она.
Глава Первого московского хосписа уверена, что люди должны уходить из жизни достойно и бюрократические препоны не должны лишать россиян на право прожить отпущенные месяцы без боли.
"Мы все заболеем и все умрем. Но умирать в гневе, в унижении, в боли, в грязи - нельзя", - уверена Миллионщикова.