Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Дороги, как писал Николай Васильевич Гоголь, это одна из двух серьезных российских бед. И за полтора века ситуация не особо изменилась. Как количество, так и качество дорог в стране оставляют желать много лучшего. К 15 октября Минфин должен внести поправки в законодательство, которые, возможно, позволят несколько улучшить «дорожную» ситуацию в стране.
А пока что, оценив состояние автодорог, эксперты Всемирного банка поставили Россию на 111 место в мире. Хуже, по мнению экспертов, автодорожная инфраструктура только в Киргизии, Болгарии, Украине, Польше и Румынии. По качеству наше дорожное полотно уступает азербайджанскому и казахскому. С развитыми европейскими странами (Германия, Франция, Финляндия) отечественные дороги нельзя даже сравнивать.
По данным «Автодора», в стране 28,5 тысяч км трасс не соответствуют минимальным требованиям плавности дорожного покрытия, а 35,1 тысяч км не соответствуют минимальным требованиям по количеству дефектов.
По словам гендиректора Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, в 42 регионах износ дорог составляет 80%. Еще в 18 субъектах федерации малопригодными для использования являются от 50% до 80% трасс.
При этом ситуация продолжает последовательно ухудшаться. Если в СССР ежегодно строилось около 10 тысяч км дорог, то в конце 90-х годов – примерно 1000 км федеральных трасс и 6000 км региональных. В 2000-е годы в стране ежегодно появлялось лишь 350-400 км федеральных дорог и около 2000 км – региональных.
К тому же ремонтировать имеющиеся магистрали тоже особо не на что. В 2000 году капремонт был проведен на 30,2 тысячах км трасс, а в 2009 году – лишь на 10,3 км. По словам Игоря Старыгина, в 2010 году на ремонт региональных дорог было выделено всего 23,1 млрд рублей – это 11,1% от необходимой суммы. Получается, что государство готово профинансировать латание лишь каждой десятой рытвины и колдобины. При этом нагрузка на дорожное покрытие существенно выросла: по данным Минтранса, за последние десять лет, количество автомобилей в стране увеличилось с 25 до 39 млн единиц.
Сейчас расходы на содержание федеральных трасс покрываются из средств федерального бюджета. Финансирование региональных дорог – забота властей регионов, а муниципальных – муниципалитетов. На практике региональные власти выделяют деньги «на дороги» (их источник – транспортный налог и часть акцизов на топливо) по остаточному принципу. Тем более, что поступления от транспортного налога сложно выделить из общего котла фискальных доходов региона. Нередко у губернаторов есть более важные статьи расходов (например, выплата долгов по зарплате бюджетникам или тушение пожаров), чем ремонт дороги из пункта А в пункт Б.
В июле президент Дмитрий Медведев поддержал идею Минфина и Минтранса о необходимости создания с 1 января 2011 года дорожного фонда, средства из которого целевым образом будут поступать на ремонт и строительство дорог. Эти деньги нельзя будет направить на какие-то иные нужды. Предполагается, что в региональных подразделениях фонда будут аккумулироваться треть акцизов на нефтепродукты, транспортный налог, часть налога на прибыль. По идее, расширение источников финансирования дорог должно привести к увеличению их числа и улучшению качества.
Правда, согласившись с необходимостью создания дорожного фонда, ведомства пока не договорились по ключевым вопросам его функционирования.
К примеру, Минтранс настаивает на принудительном создании сети региональных целевых фондов на ремонт автодорог. Минфин же – сторонник функционирования централизованного федерального дорожного фонда по типу инвестфонда РФ.
А регионам главное финансовое ведомство готово предоставить свободу выбора при создании таких фондов.
Если победит Минфин, то власти субъектов РФ снова получат в свое распоряжение доходы от акцизов на топливо и транспортного налога, которыми они смогут распоряжаться по своему усмотрению. Получается, что плачевная ситуация, в которой находятся трассы в половине регионов, вряд ли изменится. С учетом непростой экономической ситуации губернаторы наверняка найдут совсем «недорожное» применение поступлениям от транспортного налога и акцизов.
Кроме того, мечтая о дорогах «как в цивилизованных странах», властям придется решить и еще одну серьезную проблему. Дело в том, что строительство дорог в России обходится в несколько раз дороже, чем в других странах. По словам научного руководителя Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцева, один километр четырехполосной трассы обходится России почти в пять раз дороже, чем Китаю.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил в июне, что в России стоимость строительства дорог в два с половиной раза дороже, чем в Европе, в три раза, чем в США и в семь раз дороже, чем в Китае.
Причину чиновник видит в слабом контроле за строительством дорог, когда расходы необоснованно завышаются (а, попросту говоря, часть денег разворовывается), а также в слабом менеджменте.
Не усилив контроль за расходованием денег, приблизить российские дороги к тем, что есть в развитых странах, вряд ли получится. Даже увеличив количество выделяемых денег.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции