Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Изучая культурное меню ближайших дней, невольно замечаешь, что все нынешнее искусство живет за счет римейков и новых версий классики. Оригинальных идей мало. А классические произведения, которые давно рассказали все – всем и обо всем, по-прежнему оказываются живее всех живых. Обращение к классическим темам и артефактам – хороший способ понять современность.
Красота не по-американски
Героиня Одри Хэпберн, очаровательная принцесса, в середине прошлого века провела замечательные римские каникулы. Теперь в Рим отправляется другая киногероиня – умудренная карьерным и семейным опытом красавица Элизабет в исполнении Джулии Робертс. Затем она наведается в Индию и на Бали и закрутит роман с героем Хавьера Бардема – в фильме Райана Мерфи «Ешь, молись, люби». С 7 октября эта мелодрама в российском прокате.
Красивые актеры, безупречные пейзажи – городские и природные (с лазоревым морем, бунгало и пальмами), с древними памятниками (как вам Колизей?), – такой визуальный ряд призван манить зрителя. И слава богу, что он есть, потому что сам по себе сюжет – странствий в поисках нового смысла жизни – банален. У него были разные реинкарнации: «Одиссея», 9 кругов ада Данте, «Паломничество Чайльд-Гарольда», путешествия Онегина или Печорина. Вспоминается и постимпрессионист Поль Гоген с его бегством на Таити и вдохновенным изображением неиспорченной цивилизации.
Посыл фильма «Ешь, молись, люби» таков: поменяйте суету на неспешность, выберите вместо сложности первозданную простоту, разбудите чувства и инстинкты – и вам обещан земной парадиз.
И как обрадуется туристическая отрасль очередному всплеску паломничеств за смыслом жизни!
А вот насколько убедительно жизнь, прежде похожая на ад, вдруг превращается в рай, судить вам. Хотя гламура с лица Робертс не удалишь.
Осуждение гениев и непослушных детей
Сальери, интеллектуал-тугодум, в трактовке «Геликон-оперы» и ее руководителя Дмитрия Бертмана, поначалу вовсе не хотел губить Моцарта – беспечного гения: композиторы дружили. Однако истина (судьба искусства, которое якобы нельзя творить с моцартовской легкостью) Сальери дороже. Бертман, открывший сезон премьерой – новой версией «Моцарта и Сальери» Николая Римского-Корсакова, реабилитирует злосчастного итальянца.
Уж сколько раз документы твердили миру о непричастности Сальери к смерти Моцарта! Но поди поспорь с Пушкиным, с его трактовкой этой истории в «Маленьких трагедиях»! Ему россияне верят больше, чем историкам. И ведь в философском смысле «солнце русской поэзии» абсолютно прав: крепкие ремесленники порой выживают гениев отовсюду.
И все-таки Бертман опротестовал Пушкина. Сколько здесь эпатажа, сколько изящества, сколько правды? Не скажу. Извольте смотреть сами.
Тем временем Большой театр потчует меломанов малоизвестной оперой Мориса Равеля «Дитя и волшебство» (1925) в концертном исполнении. В Год Франции в России такое галльское празднество как нельзя более уместно. Оркестром и хором на Новой сцене Большого будет дирижировать француз Бенжамен Пьоннье. Равель положил на музыку сказку писательницы Габриель Колетт о «мальчише-плохише», который мучает животных и ломает игрушки. В конце концов жертвы вредного мальчика – бабочки, лягушки, жучки и игрушки – единым фронтом мстят своему мучителю.
Создавая эту одноактную оперу-феерию с безобидным названием и страшной сутью – неминуемым возмездием, Равель решил задействовать чудо-инструмент, сконструированный им самим. Это подобие Эоловой арфы – элиофон, имитирующий порывы ветра и, очевидно, дальний зов судьбы.
Тем временем по-французски зазвучал и Большой симфонический оркестр, в этом году празднующий 80-летие. Его худрук Владимир Федосеев 10 октября дирижирует драматической легендой француза Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» (1846) в Концертном зале им. Чайковского. Поет хор Radio France.
«Осуждение Фауста» – как комета, которую, если не увидишь сейчас, потом будешь ждать веками. Сочинение Берлиоза о гениальном ученом и искушающем его дьяволе, революционное по жанру (оратория, балет, симфония и опера вместе взятые), исполняется очень редко. Оно требует экстремальных исполнительских сил. Как справятся певцы – послушаем.
Львиный прайд в «Ленкоме» возглавила львица
А на сцене «Ленкома» царит «Аквитанская львица» в постановке Глеба Панфилова по пьесе «Лев зимой», с Инной Чуриковой в главной роли. Оскароносец Джеймс Голдмен в своей знаменитой пьесе подробно прописал все характеры и конфликты, но прежде всего высветил психологический поединок короля Англии Генриха II и его жены-узницы, Элеоноры Аквитанской. Противоречивого и харизматичного короля сыграл в 1968 г великий Питер О’Тул. Андрей Кончаловский в 2003 г снял в роли Генриха II Патрика Стюарта, который не уступал О’Тулу. Элеонору сыграли Кэтрин Хэпберн и Гленн Клоуз.
В пьесе Голдмена львиный прайд (августейшая пара и трое наследников) держится на двух характерах – короля и королевы. Панфилов же возвеличил королеву в исполнении Чуриковой и даже переименовал пьесу – в пользу Элеоноры Аквитанской. Царственный дуэт (короля сыграет Дмитрий Певцов) превращается в роскошный бенефис Элеоноры.
Любимые куклы детей императора
На VI Международном салоне кукол в Москве впервые будут показаны куклы, принадлежавшие детям последнего российского императора Николая II. Выставочный комплекс «Т-Модуль» на Тишинской площади покажет кукол антикварных и современных, кукольные домики и украшения.
«Приглашенными гостями» будут Teddy Bears – модные плюшевые мишки.
Впору сейчас говорить о кукломании: фарфоровых, тряпичных и прочих авторских кукол коллекционируют Владислав Третьяк, Илзе и Андрис Лиепа, Андрей Макаревич. Играет в куклы и «крепкий орешек» Брюс Уиллис.
Авторские куклы стоят от $150 до $50 тыс. Некоторых кукол раскупают прямо на открытии салона. Те, кто успеет побывать на выставке до 10 октября (последний день ее работы), увидят целую кукольную феерию. Сразу вспоминается то разноцветное море игрушек, которое обрушилось на девочку Женю в рассказе Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Свобода убивает творчество?
На ВВЦ бушуют некукольные страсти. Там открылась выставка-воспоминание «Невыносимая свобода творчества» о сенсационной экспозиции 1975 года. Она в свое время ознаменовала некий компромисс власти в конфликте с художественным андеграундом. 35 лет назад более 140 художников-нонконформистов выставили свои работы на ВДНХ. Среди них был экспрессионист Анатолий Зверев, чей гений признан посмертно.
Выставив картины классиков советского андеграунда, организаторы экспозиции дополнили ее арт-объектами молодых художников – Дианы Мачулиной, Сергея Катрана, Арсения Жиляева. Задача выставки – установить пределы художественной смелости в разные эпохи. Где, говоря по-современному, тот драйв, который ощущали художники во времена несвободы и который затихает в пору полного творческого плюрализма? Порой талант целиком строится на отрицании и сопротивлении. Но тогда сложно выработать положительную программу и определить перспективы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции