Рейтинг@Mail.ru
Комаров: знание военного дела нужно и в мирной жизни - РИА Новости, 08.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Комаров: знание военного дела нужно и в мирной жизни

Читать ria.ru в
Надо ли возрождать в школах начальную военную подготовку, в интервью РИА Новости рассуждает преподаватель ОБЖ высшей квалификационной категории школы №58 города Рязани, координатор сетевого сообщества учителей ОБЖ на портале Сеть творческих учителей Валерий Комаров.

С 2009 года срок службы в российской армии сократился до одного года. Надо ли в связи с этим возрождать в школах начальную военную подготовку, в интервью РИА Новости рассуждает преподаватель ОБЖ высшей квалификационной категории школы №58 города Рязани, координатор сетевого сообщества учителей ОБЖ на портале Сеть творческих учителей Валерий Комаров.

- Валерий Николаевич, нужна ли в школе начальная военная подготовка и в какой мере здесь может помочь ОБЖ?

- Уроки военного дела необходимы. Я прошел в армии путь от рядового до старшего офицера и скажу: за год службы подготовить настоящего солдата нельзя. Призывнику нужны начальные военные знания: правила обращения с оружием, ориентирование на местности, он должен уметь оказывать первую медицинскуюпомощь и выживать в природе – хотя бы на случай захвата в заложники.

Отдельный курс НВП школе не нужен – а нужен курс ОБЖ с 5 по 11 класс (170 часов), обучающий и основам военного дела. Причем вопросы воинской службы в Конституции РФ можно изучать на обществознании, а строевой шаг и приёмы самозащиты - на физподготовке.

- Минобороны подготовило перечень требований к призывникам – рекомендации разработчикам новых образовательных стандартов для 10-11 классов. С их учетом – не будет ли введена все та же НВП?

- Ничего нового в перечне нет. Требования по развитию силы и ловкости соответствуют школьной оценке на «4». Требования «копать окопы, метать гранаты» несложно выполнить, если у школы есть участок земли с футбольное поле. В большинстве школ на ОБЖ сейчас отводится по 102 часа (1 урок в неделю в 8, 10 и 11 классах или только в 10-11 – по закону «Об образовании» этот вопрос решает директор). Все, что в перечне касается НВП, сейчас изучается с юношами на пятидневных сборах по ОВС в 10 классе в конце мая. Думаю, отдельно НВП в школе не введут.

- А как дети относятся к сборам?

- Им интересно – они видят настоящую боевую технику, стреляют. Никто не заставляет их бегать в противогазе (только надеть-снять). Когда я служил офицером – за нашей частью закреплялось 17 школ, мы готовились к встрече детей очень тщательно: техника, палатки, кухня, подготовка руководителей занятий. В Рязани 76 школ, набиралось около тысячи детей. Прошедшие на базе четырёх частей сборы по ОВС 2008 года запомнились всем. Но сейчас воинских частей мало, да и хлопот много: расходы на те же патроны, а еще транспорт, питание… Вот и проходят сборы «ни уму, ни сердцу»! Они эффективны, когда их проводят специально подготовленные офицеры и компетентные преподаватели.

- Воспитывает ли НВП патриотизм? И как вообще сформировать у подростка положительное отношение к армии – с учетом известных проблем, в частности, дедовщины?

- Дедовщина как определенное психологическое давление на новичка – проблема не чисто армейская, а всех гендерных коллективов с теневым управлением. В армии всё зависит от сержанта: опытный  не допустит у себя дедовщины. Сейчас армия реформируется, и таких младших командиров не хватает. Но нельзя воспитать храбрость без преодоления себя. И никто из родителей не против, если сын станет мужественней, смелее, сильнее, научится отвечать за себя и других...

Любовь к армии зарождается на встречах с выпускниками, ушедшими в запас, в переписке с проходящими службу. А чувство патриотизма должны воспитывать уроки подлинной истории, встречи с ветеранами войн, личный пример офицеров.

- Могут ли знания военного дела пригодиться и в мирной жизни – стоит ли ради них расширять курс ОБЖ? И есть ли сейчас кому вести эти занятия?

-  Армия учит юношу в том числе «в случае необходимости брать ответственность на себя». Разве это не нужно в жизни? Предмет ОБЖ должен стать главным! Только тогда мы победим русское головотяпство. Хозяева клуба «Хромая лошадь» не покрыли бы стены пластиком там, где устраивают фейерверк. Ведь пластик при горении выделяет газ – боевое отравляющее вещество. Человек, вдохнув, умирает не сразу, а спустя 5-10 часов.

Недавно был финал Всероссийской олимпиады по ОБЖ в Сургуте – с детьми, которые занимаются по программе для 5-11 классов, соревноваться трудно. Строевые приемы они проходят только в 10 классе, зато в 6-м – ориентирование на местности, в 7-м - оказание помощи при ожогах, обморожениях и отравлениях...

Заниматься военной подготовкой должен тот, кто служил в армии, да и мальчику нужно нормальное мужское воспитание – а учителей-мужчин в школах нет. Не более 50% школ укомплектовано офицерами-отставниками. По отчетам больше, но многие работают на две ставки. Уж если мы не можем ввести учителю больший оклад – значит, должна быть президентская доплата или особая стипендия для мужчин, работающих в школе.

В США учитель моей квалификации в пересчете на наши деньги получает 90 тысяч рублей. У меня – со всеми надбавками за высшую категорию, за бонусные баллы - 5400. Молодые парни – студенты педагогического института год назад стажировались с удовольствием, но ушли: им семьи надо кормить...

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала