Саморегулируемые организации медработников должны стать главной движущей силой в модернизации здравоохранения России, считают члены Национальной медицинской палаты, которая была создана в апреле 2010 года. В начале октября в Москве состоялась первая конференция, на которой врачи и эксперты обсудили проблемы непрерывной подготовки медиков, качества образования, уровня оплаты труда и ответственности за врачебные ошибки перед пациентами. Об опыте решения этих вопросов в Бельгии в интервью РИА Новости рассказал доктор Ролан Леми, член Исполнительного бюро и секретарь по международным делам Бельгийской ассоциации медицинских профсоюзов. Беседовал Александр Шишло.
- Что вы понимаете под самоуправлением в области профессионального медицинского обслуживания, и каковы его преимущества перед административным управлением, осуществляемым министерством здравоохранения?
Как правило, мы используем термин «саморегулирование». В Бельгии существует два вида саморегулируемых профессиональных организаций – гильдии врачей и ассоциации медицинских профсоюзов.
Гильдии врачей - широко распространенные в Европе организации, задача которых состоит, в том, чтобы устанавливать факты нарушения дисциплины и наказывать врачей, не соблюдающих её. У них нет права проводить расследования, как у прокуратуры, но они могут заслушивать различные стороны и выносить решения о санкциях по отношению к врачам, нарушившим кодекс врачебной этики. Для того чтобы такие санкции были вынесены, врач должен, по сути, признать допущенное нарушение. Таким образом, возможности её несколько ограничены. И тем не менее, организация функционирует весьма успешно. Порой её решения оспариваются, так как не все считают существующие правила идеальными и полагают, что внимательность и предоставление качественных услуг важнее вопросов профессиональной чести и достоинства.
Гильдия также выступает гарантом профессиональной тайны. Например, если врач сталкивается с органами правопорядка, настаивающими на выемке документов, член Гильдии может присутствовать при этой процедуре, дабы убедиться в том, что ни один документ, имеющий отношение к профессиональной тайне, не был изъят.
К Гильдии также регулярно обращаются в рамках подготовки новых законопроектов. Например, правительство справится у Гильдии, является ли приемлемой та или иная норма, имеющая отношение к медицинской этике.
Помимо них, существуют профессиональные организации, одну из которых я представляю. Как правило, организации нашего типа не занимаются наказанием дисциплинарных проступков, а обеспечивают защиту профессиональных прав членов, по принципу профсоюза. Мы играем официальную роль, будучи стороной в переговорах не только по вопросам установления гонораров и выделения бюджетных средств на цели здравоохранения, но и в деле определения условий осуществления профессиональной врачебной деятельности. Тем не менее, в каждой провинции действует собственный совет. Задача его членов – в том числе рассматривать жалобы и задаваемые им вопросы.
К нам, в ассоциацию медицинских профсоюзов нередко обращаются за советом – как к профессиональной организации, действующей с 1964-го года. При этом совершенно ясно, что нам проще организовывать акции протеста и обращаться с ходатайствами к государственному совету, если какой-либо закон нас не устраивает. Мы уже проводили забастовки, выводя на улицу по 5-6 тысяч человек (акции были, разумеется, мирными).
- Как происходит разграничение функций между министерством здравоохранения и Гильдией врачей? Какие проблемы решаются Гильдией, с одной стороны, и министерством, с другой?
- В инстанциях министерства здравоохранения представлены как профессиональные ассоциации, так и Гильдия врачей. Самой главной из этих инстанций является Высший Совет, в принципе, определяющий программы обучения терапевтов и специалистов. От Совета зависит целый ряд комиссий, изучающих отдельные вопросы. В целом, принятие решений является прерогативой министерства, а Высший Совет даёт своё заключение по разным вопросам. Обсуждаются они в инстанциях, состоящих, с одной стороны, из представителей университетов, с другой стороны, из представителей профсоюзов. Председателем Совета является чиновник, назначаемый правительством, а его заместителями выступают представители Гильдии врачей.
Время от времени в Совете обсуждаются вопросы, вызвавшие споры, но, в принципе, он определяет уровень квалификации врачей, ведущих стажировки, а также программу стажировки студентов, готовящихся получить диплом врача, и длительность этой стажировки. Затем министерству представляются предложения, и они, как правило, обретают форму закона.
- Какие из принятых в стране законов имеют отношение к осуществлению профессиональной медицинской деятельности?
- Профессиональная деятельность врачей контролируется рядом инстанций. Врачи, практикующие амбулаторно, то есть имеющие собственную практику в значительной степени независимы. Работая в больнице, они заключают контракт, но, как правило, сохраняют при этом статус внештатных сотрудников. Очень мало кто имеет статус штатного сотрудника, за исключением тех, кто работает в университетских больницах, располагающих большими средствами, чем прочие.
Каким же образом осуществляется контроль над врачебной деятельностью? Врачи работают в рамках закона. Таким образом, медик может совершить нечто такое, что станет нарушением закона. Например, врач, не отреагировавший на срочный вызов, может быть осужден и признан виновным, в соответствии с определенной статьёй закона. Другой пример: разглашение врачом профессиональной тайны. За это против врача может быть возбуждено дело, которое передадут в суд.
Существуют также вопросы соблюдения кодекса врачебной этики. Врач, не соблюдающий кодекс, может быть вызван в Провинциальную гильдию, к которой он приписан, и быть подвергнут санкциям. Последние простираются от простого порицания, не позволяющего врачу выставлять свою кандидатуру на выборах в руководство Гильдии на протяжении всей его карьеры, до более суровых наказаний: временного и даже пожизненного лишения права заниматься врачебной деятельностью.
В-третьих, контроль над врачебной деятельностью осуществляется Национальным институтом страхования по болезни и инвалидности (ИНАМИ). Выдавая заключение, врач каждый раз должен составлять справку, содержащую код заключения, что позволит пациенту получить возмещение понесённых расходов. Эти справки выдаются министерством по налогам и сборам. ИНАМИ также осуществляет контроль над деятельностью врачей.
- Каким образом осуществляется непрерывное повышение квалификации бельгийских врачей?
- Этот вопрос обсуждается на протяжении вот уже 20-ти лет. Вначале он интересовал лишь от 10 до 20% врачей. Мы даже провели общеевропейское исследование, чтобы определить стимулы к непрерывному повышению медицинской квалификации. Мы пришли к выводу, что одного присвоения учёных степеней недостаточно, и мы разработали систему, которая, при её соблюдении, даёт право на увеличенные гонораров. Эта разница возмещается пациенту и, таким образом, ничего ему не стоит. Разница эта составляет два евро за каждую оказанную услугу, но в годовом исчислении сумма становится значительной. Кроме того, врач получает фиксированную сумму порядка 500-600 евро в год, покрывающую расходы на непрерывное повышение квалификации. Право это не неотъемлемо и при отказе от повышения квалификации, врач теряет свои льготы. Мы установили, что более 80% врачей проходят такую переподготовку.
- Каким образом контролирует уровень знаний врачей?
- Медики сдают экзамены на протяжении всего периода обучения в высшей школе, но после её окончания этого не происходит. Они записываются в группы, в которых врачи постоянно оценивают друг друга, собираясь по 4 раза в год. Я не уверен, что сдавать экзамен раз в пять лет – лучше. Скорее мы выступаем за добровольную систему со стимулами, чем за санкции. Такой подход представляется нам более положительным.
- Кто разрабатывает стандарты оказания медицинских услуг, и кто контролирует, каким образом врачи соблюдают эти стандарты?
- Стандарты разрабатываются скорее для отделений и больниц, определяя, в частности, количество медсестёр на одно отделение. Но проверки по этим вопросам не проводятся. Предполагается, что врачи справляются с этим сами, так как в каждой области медицины существуют группы, которые периодически собираются.
- Одни ли и те же эксперты и адвокаты занимаются разбором жалоб пациентов и врачей?
- Жалобы со стороны врачей поступают относительно редко. Если же пациент считает, что его плохо лечили, и что он понёс урон, связанный с оказанием медицинских услуг, он может пожаловать на врача. С недавних пор появилось понятие причинения медицинского ущерба без совершения врачебной ошибки, и пациент может воспользоваться этой нормой, но она существует лишь недавно, и у нас слишком мало данных, чтобы делать выводы. При нашем профсоюзе действуют адвокаты, специализирующиеся на защите врачей.
- Обязан ли врач быть членом Гильдии врачей?
- Гильдии – да, а профсоюза – нет. Но треть врачей входит в профсоюз. Ну, а чтобы заниматься медицинской практикой, необходимо официально зарегистрироваться в Гильдии.
- Какими возможностями по защите врачей располагает Гильдия?
- Гильдия не занимается этими вопросами.
- Какие порицания она выносит врачам? Как она реагирует на врачебные ошибки?
- Врач может нарушить как закон, так и правила Гильдии или правила, устанавливаемые контролирующими инстанциями в части определения тарифов. Кроме того, врач может предстать перед судом. Что касается врачебных ошибок, то для того чтобы подвергнуть врача наказанию, в настоящее время требуется доказать, что он допустил ошибку. Более оперативно пациент сможет получить возмещение, если он обратится в недавно созданный фонд, и в случае причинения ему ущерба он сможет получить возмещение напрямую, даже если врач не будет наказан. Возможно, пациент получит меньшее возмещение. Впрочем, некоторые пациенты желают, чтобы врач непременно понёс наказание. В этом случае, если фонд устанавливает, что была допущена явная медицинская ошибка, дело может дойти до суда.
- Как бельгийцы ответят на вопрос о том, какой процент из них доволен медицинским обслуживанием?
- Многие из них скажут вам, что они недовольны, потому что медсестра подошла к ним недостаточно быстро, или ужин был невкусным, или человеку пришлось слишком долго ждать в коридоре и т.д. Речь, в данном случае, идёт о медицинских услугах, но не о врачах. Врачами же люди очень довольны. Кстати, недавно они оказались на втором месте в рейтинге - после пожарных.