Стенд Ставропольского края традиционно стал одним из крупнейших на проходящей в Москве агропромышленной выставке «Золотая осень-2010». О том, как край пережил трудное для аграриев лето, о перспективах вывоза сельхозпродукции в другие регионы России и переходе к производству продукции с высокой добавленной стоимостью в интервью РИА Новости рассказывает губернатор Ставрополья Валерий Гаевский:
- Были ли опасения, что край в этом году не доберет среднегодовой урожай – 7 миллионов тонн зерновых?
- Опасения, конечно, были. Природа нас как следует потрепала в этом году. Помимо засухи – сейчас общей темы для большинства аграриев – были и другие напасти. До ее начала нам пришлось выдержать ливни, град и сильный ветер. Этот разгул стихии стоил нам 120 тысяч гектаров посевов и многолетних насаждений. Ущерб составил примерно миллиард рублей, но в итоге мы выстояли. Сейчас заканчивается уборка кукурузы, с ней по валу мы получим зерна даже более семи миллионов тонн. Это скорее закономерность: у нас 60% посевных площадей охвачены ресурсо-, влаго-, энергосберегающими сельхозтехнологиями, как раз на случай таких «фронтовых» погодных условий.
Краю, чтобы прокормить себя хлебом, нужно лишь 5% собираемого у нас зерна. Так что делиться урожаем мы готовы со всеми. Конечно, на взаимовыгодных условиях. География поставок ставропольского зерна достаточно широка: Астраханская, Ленинградская, Московская, Липецкая, Новгородская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тверская области плюс Татарстан.
- Как сказалось на регионе введение эмбарго на экспорт пшеницы?
- Ставрополье – традиционно крупный экспортер на рынке сельхозпродукции и продовольствия. Пшеница, выращиваемая в крае, всегда отличалась высокими хлебопекарными качествами, а вырабатываемая из нее мука даже используется другими регионами в качестве «улучшителя» местного сырья при производстве хлеба. Это наша главная репутационная составляющая, и она от эмбарго нисколько не пострадала.
Безусловно, жаль, что не удается выполнить достигнутые договоренности по экспорту, к примеру, с Азербайджаном. Наши ежегодные поставки всегда держались на отметке в 500 тысяч тонн. В общей сложности из последнего урожая на свободную реализацию планировалось направить в пределах четырех миллионов тонн зерна, до введения эмбарго было продано около миллиона. Но оставшиеся три миллиона тонн продовольственного и фуражного зерна, естественно, не пропадут. Активизировались те российские регионы, в которых из-за непогоды пропала часть урожая. Мы уже поставили за пределы края 75 тысяч тонн зерна. И даже после введения эмбарго, в рамках межгосударственных договоренностей наши семена озимой пшеницы - тысяча тонн - были поставлены в Армению.
- В прошлом году на Ставрополье впервые уменьшили площадь озимых зерновых в пользу других сельхозкультур. Насколько удачной оказалась эта практика?
- По сравнению с 2008 годом площади под урожай-2009, действительно, были уменьшены на 119 тысяч гектаров. При этом под так называемыми высоколиквидными культурами земли, напротив, были увеличены: по озимому рапсу – на 39%, сахарной свекле – на 41%, по льну – на 27%, по сое – почти вдвое, гороху – на четверть. Эта практика дала ожидаемый эффект: валовой сбор зерна не опустился ниже среднегодового уровня, а аграрии получили возможность взять дополнительный доход по высоколиквидным культурам.
К примеру, намолот озимого рапса вышел рекордным -181,2 тысячи тонн, что на 80% выше уровня прошлого года. А это 35% от всего объема этой культуры, произведенного в России. В этом году на рапс установилась очень достойная цена – около 12 рублей за килограмм, что сделало его одной из самых высокодоходных культур. Ждем значительный прирост и валового сбора сахарной свеклы - до 1,3 миллиона тонн.
А что касается нового озимого поля, то нынешней осенью увеличиваем площадь озимых зерновых на 20 тысяч гектаров. Просто потому, что в условиях засухи край оказался более выносливым, чем многие другие регионы. Мы лучше держим удар глобального потепления, и от Елены Борисовны Скрынник есть поручение прирастить ставропольское хлебное поле. Мы его выполним.
- Одной из проблем края считается нехватка собственных мощностей по переработке сельхозпродукции. Как вы ее решаете?
- За последние два года мы, если и не избавились полностью от этой проблемы, то существенно продвинулись в этом направлении.
Приведу примеры: введены в эксплуатацию два завода макаронных изделий с объемом производства до 50 тысяч тонн. Значительно увеличились мощности мукомольных комбинатов, сегодня они составляют более 1,5 миллиона тонн.
Меньше месяца назад был запущен мясоперерабатывающий комплекс «Гвардия», в создание которого инвесторы вложили 1,2 миллиарда рублей. Это в дополнение к 10 крупным существующим предприятиям. И теперь мы близки к цели – шагнуть за 500-тысячную годовую планку по мясу в крае. Благодаря модернизации мощностей по переработке птицы, Ставрополье не только обеспечивает население края, но и поставляет более 20 тысяч тонн птицы в другие регионы. Кстати, в этом году будет закончено строительство нового птицекомбината, и за два года только по птицеводству у нас будет плюс 117 тысяч тонн. Маслоэкстракционные заводы края могут перерабатывать до 1,5 тысяч тонн семян в сутки. В прошлом году были открыты два завода плодоовощных консервов.
Всего за последние три года открыто более 300 перерабатывающих предприятий и цехов. За восемь месяцев 2010 года объемы отгруженной продукции перерабатывающей промышленности увеличились более чем на 15%. На мой взгляд, неплохой показатель для посткризисного периода.
Что касается действующих производственных мощностей, то они планомерно модернизируются, в том числе при поддержке бюджета края. На Кавказских Минеральных Водах работают заводы по розливу, которые ежегодно выпускают более 700 миллионов полулитров минеральной воды из всемирно известных источников. В ближайшее время россияне увидят знаменитую ставропольскую настойку на травах «Стрижамент», которая будет выпускаться на новом заводе.
Добавлю, что на прошедшем недавно в Сочи экономическом форуме подписано соглашение о строительстве в крае завода глубокой переработки кукурузы производительностью 250 тонн в сутки.
Но если говорить о проблемах… Одна, самая острая, действительно существует. Ставрополье - лидер по урожайности сахарной свеклы. Последние годы мы выращиваем более миллиона тонн, но перерабатываем при этом не более 35%. Нам нужен сахарный завод с предполагаемой мощностью до 12 тысяч тонн свеклокорней в сутки. Вопрос о включении проекта его строительства в перечень проектов комплексной стратегии социально-экономического развития округа уже обсуждался с полпредом президента на Северном Кавказе Александром Хлопониным и министром сельского хозяйства Еленой Скрынник. Также правительство края ведет переговоры с двумя серьезными инвесторами, и мы очень рассчитываем на положительные решения.
- Как регион поддерживает фермеров, занимающихся производством молока? Есть ли планы вывозить за пределы края не сырое молоко, а переработанное?
- В прошлом году за пределы края продано меньше 3% от валового производства молока, в этом – четыре с лишним. Просто капля в море. Наши переработчики даже инициируют крупные международные проекты, чтобы посильнее нагрузить свои мощности сырьем. Сейчас Ставропольский молкомбинат приводит в край инвестора из Израиля для строительства «молочной фермы будущего». Я по-другому не могу назвать этот высокотехнологичный проект: там расчет на четыре тысячи голов стада и до 100 тонн молока в сутки.
Мы также думаем о поддержке сырьевого производства. Хорошо зарекомендовал себя механизм предоставления сельхозпредприятиям и фермерам субсидий на реализованный объем молока. За пять лет объем финансирования субсидий из краевого бюджета удвоился – с 65 миллионов рублей в 2005 году до 130 миллионов в прошлом году. В посткризисном бюджете сводить концы с концами тяжелее, но мы рассматриваем возможности сохранения этой меры поддержки и дальше.
Не будем забывать и о других формах помощи, которые косвенно поддерживают производителей молока. Краевое законодательство предусматривает 50-процентное субсидирование от объема выполненных работ фермерскими хозяйствами по ряду стратегических для них направлений, например, по строительству и реконструкции животноводческих помещений. Аналогичная мера – возмещение части первоначального взноса при лизинге сельхозтехники и племенного скота. Создан в крае и гарантийный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В этом году залоговое обеспечение из него предоставлено 11 фермерским хозяйствам.
- Сколько всего крупных инвестпроектов край реализует в аграрной отрасли?
- У нас сегодня есть 19 крупных проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов АПК. В основном, по мясному, молочному направлениям и птицеводству с общим объемом инвестиций более 15 миллиардов рублей. В итоге мы рассчитываем прирасти в производственных показателях на 75 тысяч тонн молока в год, на 37 тысяч тонн по свинине, более чем на 100 тысяч тонн – по птичьему мясу, на 85 миллионов яиц.
Есть и пакет перспективных наработок: производство кормов, разведение крупного рогатого скота, переработка шерсти, в том числе глубокая. На следующий год планируется начало строительства семеноводческого завода – это российско-венгерский проект.
- Какова ситуация в крае с контролем за ценами на продовольствие?
- Этот год, как никогда раньше, поставил перед нами проблему необходимости регулирования цен, особенно на социально значимые товары. Невысокий урожай, засуха и град в крае и ряде других регионов России заставили сменить ценники на некоторые виды овощей, картофель. Тогда как в целом за семь месяцев года мы добились снижения стоимости от 2% до 38% на целый набор продуктов: растительное масло, говядину, рис, вермишель, рыбу и яйца. Ценовой продовольственный бум смазал эту картину. Пришлось предпринимать экстренные меры. В правительстве региона была образована рабочая группа. Я сам взял ситуацию под контроль и отслеживал ее в ежедневном режиме. Были открыты «горячие линии» для населения. К работе подключились органы внутренних дел, Роспотребнадзор, УФАС по краю, политические партии и общественные организации.
Закручивание гаек было необходимо, есть и результаты – возбужденные дела. Так, антимонопольщики «взяли на крючок» четырех производителей, которые подозреваются в ценовых махинациях. Для сдерживания цен правительством было рекомендовано устанавливать предельные размеры торговых надбавок на 11 наименований социально-значимых продовольственных товаров в размере не более 10% к оптово-отпускной цене. Заключаются соглашения с сетевыми компаниями, крупными организациями торговли края.
Развиваем систему «ярмарок выходного дня», организуем выездную торговлю, которую у нас называют «Овощи к подъезду». Только в самом Ставрополе таких точек больше 40, цены ниже рыночных. Всего в крае сегодня насчитывается около 1,5 тысяч фирменных магазинов, на прилавках которых - доступные ставропольские товары. Практически каждый хлебозавод имеет свою фирменную торговую сеть, через которую реализуется от 30 до 80% их продукции с минимумом надбавок.
Особое внимание - льготникам и незащищенным слоям населения. В городах и районах края работают социальные магазины, в них обслуживаются около 60 тысяч человек. Сегодня принимаются меры к увеличению таких отделов в крупных торговых организациях, где социально значимые товары стоят на 8-10% ниже.