МОСКВА, 6 окт - РИА Новости. Федеральный центр ядерных технологий в Димитровограде начнет работу в 2014 году, сообщил директор Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
"Сегодня только самые развитые страны мира могут позволить себе такие центры. Такие центры есть в Америке, Германии, Израиле. Усиленно строит Китай, но пока они не создали такой центр. Наш центр будет уникальным, поскольку он сосредоточит в себе самые современные технологии - это первое. Это протонный центр - у нас будет уникальный протонный центр на четыре протонных ускорителя. Три - общего применения и один - для опухоли глаз. Второе отличие нашего центра - это то, что, кроме протонной терапии, здесь применяются такие уникальные методы, как брахитерапия", - сказал Уйба.
"В этом году мы закончили этот проект. Проект очень сложный, первый в стране, у нас просто не было сравнительных проектов по протонному центру. Этот проект создавался по аналогии с зарубежными центрами, поэтому нормы проектирования были довольно сложными, тем не менее, проект на решающей стадии заключения. Ждем положительного заключения от экспертизы, и с 1 января 2011 года начинается строймонтаж. Заказан самый уникальный, самый мощный протонный ускоритель 250 МэВ", - отметил он.
По словам главы ФМБА, более современных протонных ускорителей в мире нет.
"Мы заказали его. Протонный ускоритель делается два года. Поэтому мы к 2013 году должны создать всю инфраструктуру с тем, чтобы уже установить протонный ускоритель и в 2014 году начать лечить людей. Мы предполагаем, что 2014 год будет пусковой. Это будет порядка полутора - двух тысяч человек. Это только в протонном центре. И, начиная с 2015 года, он выйдет на проектную мощность - четыре тысячи человек", - сообщил Уйба.
Протонный центр предназначен для проведения протонно-лучевой терапии, позволяющей воздействовать на опухоль в самых труднодоступных местах, не задевая другие ткани и органы, которые поражаются при использовании традиционных методов химиотерапии.
Отвечая на вопрос премьера об объеме финансирования, чиновник сообщил, что он составит 13,9 миллиардов рублей.
"Финансово-экономическую экспертизу проект прошел. Он сопоставим с европейскими центрами", - заверил Уйба.
Он уточнил, что протонный ускоритель сделает бельгийская фирма IBA (Ion Beam Applications S.A.).
"Менее мощные 50 МэВ-ники производят американцы, но это вчерашний день. Поэтому, чтобы нам удержать в этом смысле пьедестал, заказали ускоритель завтрашнего дня. Хотя коллеги из Росатома крайне заинтересованы... Мы сейчас с ними проводим медико-технические консультации", - сказал глава ФМБА.
По его мнению, в России нужно три таких центра, которые представляют собой кластеры, включающие научно-образовательный блок, производство радиофармпрепаратов для проведения диагностики, а также лечебно-диагностический комплекс для больных с онкологическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.
"И мы такие перспективные площадки просматриваем - это Обнинск и Томск после Димитровграда, если такое решение будет принято. Там уже, конечно, хотелось бы иметь отечественный протонный центр, и коллеги из Росатома говорят о том, что они будут готовы года через три выйти уже на собственный протонный центр. Это было бы здорово", - заключил он.
За последние десять лет доля смертности от онкологических заболеваний в России выросла до 13,8%, онкозаболевания стали второй по значимости причиной смерти в стране. Каждый год в России впервые выявляется около 480 тысяч случаев злокачественных новообразований, а в настоящее время на учете в онкологических учреждениях состоят более 2,5 миллиона больных, то есть 1,8% населения страны.
Ежегодно в радионуклидном лечении в России нуждаются примерно 50 тысяч человек, в том числе 4 тысячи больных раком щитовидной железы, 6 тысяч больных раком печени, 14 тысяч - с иными онкологическими заболеваниями, 7 тысяч - с заболеваниями опорно-двигательной системы.
По статистическим данным, в США диагностические радионуклидные исследования в год в среднем проводятся 40 пациентам на одну тысячу, в Японии - 25 пациентам, в Австрии - десяти, в России - только семи пациентам.