Рейтинг@Mail.ru
В поисках правильной "таблетки" - РИА Новости, 06.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

В поисках правильной "таблетки"

Читать ria.ru в
Дзен
Планшетные компьютеры стали настоящим открытием 2010 года. С чем связан бум планшетов, какие устройства этого класса можно купить на рынке сейчас и что появится в ближайшем будущем, разбирался корреспондент РИА Новости.

МОСКВА, 4 окт - РИА Новости, Владислав Бирюков. Планшетные компьютеры стали настоящим открытием 2010 года. На волне неожиданно успешных продаж родоначальника жанра Apple iPad, буквально за несколько месяцев, родился новый рыночный сегмент, которому аналитики прочат блестящее будущее. С чем связан бум планшетов, какие устройства этого класса можно купить на рынке сейчас и что появится в ближайшем будущем, разбирался корреспондент РИА Новости.

Хорошо забытое старое

Планшетные компьютеры сложно назвать новинкой - они присутствуют на рынке по крайней мере два десятка лет. Например, планшет GRiDPad 1910 производился американской компанией GRiD Systems с 1989 года. Аппарат с монохромным десятидюймовым экраном и закрепленным на проводке стилусом стоил около 3 тысяч долларов и был востребован для складского учета не только коммерческими компаниями (например, Chrysler), но и американским министерством обороны.

Никуда не делись планшеты и впоследствии. Большинство крупных производителей ноутбуков давно выпускает модели с сенсорным дисплеем, экран которых можно "уложить" поверх клавиатуры (Tablet PC). Правда, популярность этих устройств не так уж высока, и большинство из них используется в нишевых приложениях, как некогда GRiDPad. Существуют подобные конструкции и среди нетбуков - недорогих и легких, то есть выступающих примерно в той же "весовой категории", что и планшет Apple.

Попытки выпустить нечто похожее на iPad для потребительского рынка предпринимали ранее очень многие компании, достаточно проследить, как на все лады склонялись за последние годы такие аббревиатуры и имена, как MID, Origami, Samsung Q1, Nokia Internet Tablet, Viliv, OQO и т.д. Сегодня о них помнят лишь специалисты - а об iPad слышал каждый школьник.

Что же изменилось в 2010-м, почему планшет Apple на голову превзошел по популярности всех своих предшественников?

Keep it simple

Как и в случае с iPhone три года назад, Apple не совершила никакой технологической революции. Шедевры компании Джобса делают вовсе не феи, а все те же трудолюбивые китайцы, что собирают почти всю остальную электронику в мире (пусть даже Apple использует качественных OEM-производителей и довольно дорогие комплектующие). Процессоры A4, работающие в iPad и iPhone 4, производит корейская Samsung, которая использует почти такие же чипы и для своих смартфонов. Все остальные компоненты также свободно доступны на рынке, может быть, за исключением IPS-дисплеев, которые сейчас в дефиците (поскольку все уходят на производство iPad).

Отставив в сторону маркетинговую составляющую, которой немало в любом продукте Apple, нужно признать, что компания Стива Джобса просто очень удачно подгадала подходящий момент и использовала правильные компоненты для составления своего "коктейля".

Во-первых, технологии, наконец, достигли того уровня, когда стало возможно оснастить удобный в пользовании планшет приемлемого веса и толщины нормальным ценником и батареей, способной питать его не пару-тройку часов, а заметно дольше. Вероятно, потому и терпели неудачу все более ранние проекты подобного рода, о которых говорилось выше.

Во-вторых, нельзя недооценивать роль простого и красивого интерфейса, качественной операционной системы и хорошо развитой на iPhone инфраструктуры стороннего ПО.

В-третьих, Apple, как обычно, не поскупилась на дизайнеров - эстетическая притягательность составляет немалую часть очарования iPad, это признают многие его пользователи.

Ну, и наконец, заслуга Apple заключается в том, что она четко объяснила пользователям, что им нужно от компьютера. Если IBM PC тридцать лет назад создавался как инструмент созидания контента, то iPad идеально вписывается в новую парадигму потребления: на одну оригинальную публикацию в вебе приходятся тысячи и тысячи повторных, отправленных по почте ссылок, фэйсбук-комментов, твитов и ретвитов. И отсутствие клавиатуры, которое раньше считалось недостатком, вдруг неожиданно перешло в разряд достоинств - чтобы "употребить" или передать уже готовый контент дальше по "пищевой цепочке", много писать не нужно.

Планшеты новой генерации, и iPad в том числе, идеально подходят, по сути, для решения лишь одной задачи - веб-серфинга (включая его мультимедийную составляющую). Эта задача стала для современного пользователя главной, а ноутбуки и нетбуки на привычной Windows для нее избыточны - тяжелы, энергоемки, сложны в использовании и обслуживании. Если пользователю просто нужно проверить почту, мало кто захочет ждать минуту-другую-третью, пока загрузятся все драйверы и службы Windows, а потом еще разбираться с текущими потребностями антивируса, файерволла, системы обновления и дальше по списку.

Идеальное несовершенство

Мировые продажи iPad начались в апреле этого года, и уже первые месяцы показали, что Apple не ошиблась. Миллион экземпляров в месяц - это очень неплохой показатель для принципиально нового устройства. Конкуренты, поначалу пророчившие планшету Apple провал, занялись копированием его функциональности.

Довольно быстро пользователи выяснили, что iPad далек от совершенства. Семисотграммовый планшет не очень-то удобно держать на весу одной рукой; в устройстве нет встроенной камеры, портов USB и слотов для карт памяти; встроенный аккумулятор не позволяет заменить разрядившуюся батарею на свежую (что актуально, например, при долгом авиаперелете); под прямыми солнечными лучами таблетка быстро перегревается и принудительно выключается; несмотря на наличие сотового модуля, в iPad не предусмотрен телефонный клиент; в версии без поддержки 3G почему-то нет GPS-приемника; фирменный чехол нельзя использовать вместе с фирменным же доком и т.д.

Как ни парадоксально, этот длинный список недостатков не охладил покупателей (справедливости ради, нужно уточнить, что часть проблем решается с помощью дополнительных адаптеров и стороннего ПО) - продажи только растут.

Согласно опубликованным CNBC данным Bernstein Research, Apple реализует сейчас около 4,5 миллиона планшетов в квартал, то есть темпы продаж увеличились в полтора раза по сравнению с первыми месяцами после анонса устройства.

Близки к этой оценке и прогнозы аналитиков Canaccord Genuity (опубликованы Fortune), которые считают, что в этом году во всем мире будет продано 13,4 миллиона iPad, а в следующем - почти вдвое больше.

В Bernstein Research полагают, что планшет Apple уже стал самой динамично продаваемой после рыночного дебюта новинкой за всю историю электронной техники, превзойдя в этом отношении первую модель iPhone и DVD-плееры. Если так пойдет и дальше, то в США по объемам продаж iPad окажется на четвертом месте среди всех электронных устройств (после телевизоров, смартфонов и ноутбуков).

Завоевание мира

Одними лишь Соединенными Штатами Apple, конечно, не ограничилась. После апрельского дебюта, в конце мая стартовали продажи в Канаде, Японии, Австралии и шести европейских странах, в конце июля список расширился еще девятью государствами (от Мексики до Новой Зеландии) и 17 сентября iPad появился в Китае. По слухам, неторопливость мировой экспансии связана с недостаточным количеством производимых устройств - объемы лимитирует, в частности, дефицит дисплеев.

В России официальные продажи iPad до сих пор не начались, и Apple до сих пор тщательно скрывает точную дату их начала, хотя в том, что "час X" наступит в ближайший месяц, мало кто сомневается. Впрочем, тот, кто очень хотел купить планшет, уже это сделал - достаточно зайти в любой крупный торговый центр или заглянуть на price.ru / "Яндекс.Маркет", чтобы увидеть десятки и сотни предложений завезенных из США и Европы iPad в диапазоне цен от 20 до 40 тысяч рублей - в зависимости от комплектации и аппетита продавца.

Учитывая близкий к этой сумме прогноз цены официальной на российском рынке и мультиязычность операционной системы iOS (даже русские символы на клавиатуру клеить не приходится, ввиду отсутствия последней), с началом официальных продаж мало что изменится - разве что появится гарантийный сервис и реклама. Хотя бесплатной рекламы у планшетов Apple хватает и сегодня - столь же часто в теленовостях с участием российской политической элиты мелькает, наверное, только iPhone.

Конкуренты на подходе

iPad - далеко не единственный планшетный компьютер, который появится в России в этом году. В конце октября стартуют продажи Samsung Galaxy Tab, в четвертом квартале ожидается также Dell Streak и Toshiba Folio 100. Все эти "таблетки" используют ARM-процессоры и операционную систему Google Android версии 2.2.

В ноябре также должен выйти планшет от компании "Вымпелком" (срок выпуска аналогичного продукта от МТС перенесен на первый квартал следующего года, а третий оператор "большой тройки", "МегаФон", свои планы на сей счет не конкретизирует). Кроме того, несколько моделей планшетов на базе процессоров Intel и операционных систем Windows и MeeGo нынешней осенью выпускает отечественная компания 3Q.

Конкуренты iPad отличаются, прежде всего, более богатым набором поддерживаемых отраслевых стандартов. Это касается как интерфейсной части (встроенные камеры, разъемы USB, слоты для расширения памяти), так и веб-функциональности - по идеологическим соображениям, Apple не поддерживает популярную технологию Adobe Flash, которую используют многие насыщенные мультимедиа-контентом сайты.

В то же время, соперникам iPad будет не так просто бороться за умы и кошельки потребителей, учитывая очень хорошо вылизанный дизайн устройства Apple, тщательно проработанный интерфейс, разнообразие доступного для него ПО и "премиальный имидж" компании. Ни один из конкурентов не предложил пока ничего принципиально технологически нового, скорее речь идет лишь о попытках устранить в своих планшетах явные недостатки iPad. Например, конкуренцию IPS-дисплеям могли бы составить AMOLED-экраны, но даже Samsung, самостоятельно их выпускающая, воздержалась от использования AMOLED в Galaxy Tab (официальное объяснение - из-за высокой стоимости и энергопотребления, но, учитывая немаленькую цену Galaxy Tab, оно выглядит не очень-то убедительно).

Ценовая конкуренция с iPad тоже пока не очень заметна, анонсированные для российского рынка планшеты будут стоить те же 20-40 тысяч рублей (см. таблицу).

Между тем, резервы для снижения цены есть. Согласно исследованиям аналитической компании iSuppli, себестоимость производства младшей версии iPad составляет 259 долларов (в США она стоит в рознице 500 долларов). По оценке генерального директора компании 3Q Максима Белоусова, себестоимость среднего веб-планшета на базе Android близка к этой сумме и составляет около 300 долларов.

Вторая волна

Как считают аналитики Canaccord Genuity, в ближайшее время iPad будет доминировать на рынке, а совокупные продажи выпускающих планшеты конкурентов Apple лишь по итогам следующего года окажутся выше, чем у компании из Купертино. Причин тому несколько; одна из них - неготовность программных платформ.

Android, выступающий сейчас главным соперником iOS на мобильном фронте, в своей последней версии 2.2 не оптимизирован для использования в планшетах. По крайней мере, таково мнение директора по мобильным продуктам Google Хуго Барра (Hugo Barra). Пока остается неясным, в частности, как много Android-приложений потребует переработки для использования на большом экране.

Непонятно также, насколько хороша окажется для планшетов достаточно тяжеловесная Windows 7, а перспективы операционной системы MeeGo (совместная разработка Intel и Nokia), не располагающей накопленным парком пользовательских приложений, и вовсе пока туманны.

В следующем году, впрочем, конкуренцию iOS должны составить еще две программные платформы для планшетов - от RIM (на основе разработок QNX) и HP (адаптирующей под свои нужды технологии WebOS от Palm). Ресурсы этих крупных компаний (обе, к тому же, далеко не новички на мобильном рынке) заставляют аналитиков принимать их всерьез, хотя о достоинствах этих еще не готовых платформ судить пока рано.

Apple также не стоит на месте и в следующем году наверняка представит усовершенствованную версию iPad, учитывающую недостатки первого поколения. Аналитики прочат, в частности, появление в устройстве встроенной камеры и USB-порта.

Непонятен пока и оптимальный для планшетов размер экрана. Большой дисплей в 10-11 дюймов заметно выигрывает при веб-серфинге (а это чуть ли не основное предназначение планшетов) и просмотре видео. С другой стороны, компактные аппараты с 5-7 дюймовыми экранами намного ближе к идеалу персонального устройства, которое всегда находится под рукой.

Неоднозначность выбора подтверждается разбросом предпочтений крупных компаний - за большие дисплеи уже высказались Apple, Toshiba, Motorola, HP и ASUS, тогда как Samsung, Dell и RIM выступают за компактность - (ходят также слухи о возможном выпуске в следующем году 7-дюймовой версии iPad). Возможно, в итоге индустрия придет к той же ситуации, что и с ноутбуками, размеры экранов которых варьируют в весьма широких пределах, и на каждый находится свой покупатель.


Планшетные компьютеры, которые выйдут на российский рынок до конца 2010 года

 

  Apple iPad Samsung Galaxy Tab Dell Streak Toshiba Folio 100 3Q Qoo! Surf 3Q (название модели не определено)
Операционная система iOS Android 2.2 Android 2.2 Android 2.2 Windows 7 / MeeGo Windows 7 / MeeGo
Процессор ARM A4 (Samsung)
1 ядро/1 ГГц
ARM (Samsung)
1 ядро/1 ГГц
ARM Qualcomm Snapdragon
1 ядро/1 ГГц
ARM Nvidia Tegra 2
2 ядра/1 ГГц
Intel Celeron
ULV 743
1 ядро/1,3 ГГц
Intel Atom
N450
1 ядро/1,66 ГГц
Диагональ дисплея (дюймов), разрешение (пикселей)
9,7
1024х768
7
1024х600
5
800x480
10,1
1024х600
10,1
1024х600
11,6
1366x768
Сенсорная технология дисплея Емкостной (мультитач) Емкостной (мультитач) Емкостной (мультитач) Емкостной (мультитач) Емкостной (мультитач) Емкостной (мультитач)
Интерфейсы Wi-Fi, Bluetooth
Опция: 3G+GPS
Wi-Fi, Bluetooth, 3G, GPS
USB, HDMI
Wi-Fi, Bluetooth, 3G, GPS
USB
Wi-Fi**, Bluetooth, GPS
USB, HDMI
Wi-Fi, Bluetooth,
USB, HDMI
Wi-Fi,
USB, HDMI
Опция: WiMAX,
Bluetooth,
GPS ***
Память 16-64 Гбайт (не расширяемая) 16 Гбайт + слот MicroSD 16 Гбайт + слот MicroSD 16 Гбайт + слот SD 250 Гбайт 32 Гбайт + слот SD
Камера Нет 3 Мп + 1,3 Мп 5 Мп + 0,3 Мп 1,3 Мп 1,3 Мп 1,3 Мп
Вес, грамм ~700 380 220 760 900 990
Начало продаж в РФ Октябрь Конец октября 4 квартал Декабрь Конец октября Октябрь-ноябрь
Цена, тыс. Руб. 20-37* 40 25 20 ~30 От 20

 

* Ориентировочная цена.
** Версия с поддержкой 3G появится позднее.
*** Планируется одновременный запуск двух версий: более дешевой с радиоинтерфейсами Wi-Fi+Bluetooth и более дорогой Wi-Fi+WiMAX+GPS.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала