Рейтинг@Mail.ru
Вторая мировая: месяц за месяцем. Октябрь 1940 года - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вторая мировая: месяц за месяцем. Октябрь 1940 года

Читать ria.ru в
Октябрь 1940 года – четырнадцатый месяц Второй Мировой войны. Не ознаменованный крупными баталиями и победами, октябрь 1940 тем не менее стал одним из судьбоносных периодов войны, в течение которого во многом определился ее дальнейший ход.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Октябрь 1940 года – четырнадцатый месяц Второй Мировой войны. Не ознаменованный крупными баталиями и победами, октябрь 1940 тем не менее стал одним из судьбоносных периодов войны, в течение которого во многом определился ее дальнейший ход.

Главным вопросом конца лета – начала осени 1940 года был вопрос подготовки операции «Морской лев», в ходе которой немецкие войска должны были высадиться на британские острова. Чтобы начать операцию, Люфтваффе необходимо было завоевать господство в воздухе над юго-западной Англией, без которого успешная высадка немцев была невозможна.

Однако ни августовские налеты на аэродромы Великобритании, ни открытая в сентябре кампания против крупных городов не принесли Люфтваффе желаемого результата. Потери немецкой авиации росли, а сопротивление Королевских ВВС усиливалось по мере того, как в части поступало все большее число новых истребителей, способных перехватывать скоростные бомбардировщики немцев и на равных драться с уже снискавшими громкую славу «Мессершмиттами».

Более того, Королевские ВВС начали переходить в наступление, все чаще атакуя цели на оккупированной нацистами территории, и даже в самой Германии. В этих условиях высшее руководство Третьего рейха приняло решение о переносе основных усилий на юг и восток: на Балканы, Средиземноморье, и наконец, на территорию СССР. План войны против СССР, зашифрованный как план «Барбаросса», до этого остававшийся одним из вероятных, но отнюдь не основным вариантом развития событий, начал приобретать все больший вес.

Уже 2 октября 1940 года Гитлер объявил об отказе от операции «Морской лев». 12 октября войска, готовившиеся к высадке, были официально извещены о «переносе операции на весну 1941 года».

Война против СССР предполагалась как скоротечная кампания, по образцу тех, что уже были осуществлены Вермахтом в Польше и западной Европе. Немецкое командование понимало опасность затяжной войны с СССР.

На необходимость не просто разбить Красную армию, а уничтожить советское государство как таковое «одним стремительным ударом» Гитлер обращал внимание еще 31 июля 1940 года, когда впервые озвучил планы войны с Советским Союзом. Начать войну предполагалось в мае 1941.

В самом СССР к осени 1940 года возможность большой войны с Германией и ее сателлитами рассматривали как весьма вероятную, но не неизбежную. В этот период советское руководство еще рассчитывало уладить противоречия дипломатическим путем, параллельно проводя интенсивную подготовку к войне. Советские войска пополнялись новой техникой и вооружением, была начата реформа бронетанковых войск, шли испытания новых боевых самолетов. По результатам изучения итогов недавней Финской войны, РККА была признана не готовой к большой войне, а ее организация  – требующей серьезных изменений. Главные претензии предъявлялись к качеству управления войсками на всех уровнях от роты и выше, к качеству и количеству средств связи, к вытекающим из сказанного проблемам взаимодействия, к тыловому обеспечению и уровню моторизации.

Часть этих проблем была вызвана стремительным ростом армии после введения всеобщей воинской обязанности в 1939 году, часть – порождена отставанием СССР от Германии по уровню развития промышленности.

В этих условиях крайне важную роль сыграло продолжающееся экономическое сотрудничество с Германией. В обмен на поставки сырья СССР приобрел большое количество различного промышленного оборудования, а также образцы вооружения, изучение которых позволило значительно усовершенствовать собственную технику нового поколения. Германия, готовясь к войне с Советским Союзом, также не прекращала сотрудничества с ним – во-первых, отчаянно нуждаясь в советских поставках сырья и продовольствия, во-вторых, рассчитывая, что СССР не хватит времени на то, чтобы воспользоваться закупленным оборудованием для усиления своей промышленности и армии.

Тем временем, пока на востоке СССР и Германия готовились к войне, на Западе продолжалась битва за Атлантику: немцы не оставляли попыток задушить Великобританию, уничтожив ее торговое мореплавание. Однако к этому моменту стала ясна еще одна стратегическая ошибка германского командования: сделав перед войной ставку на развитие «сбалансированного флота», сочетающего, как и британский Королевский флот, пропорционально развитые различные рода сил – от крупных надводных кораблей до подлодок – Германия не имела достаточного времени на реализацию этого плана. В итоге с началом войны выяснилось, что надводный флот Германии слишком слаб для прямого боя с британским флотом, а подводный – явно недостаточен для того, чтобы всерьез угрожать британскому судоходству.

Практически сразу после начала войны Германия начала усиленное строительство подлодок, но чтобы эти усилия принесли плоды, требовалось время.

Пока же число строевых подлодок Кригсмарине было невелико, и дополнительно уменьшалось из-за необходимости выделять часть лодок в учебные флотилии для подготовки новых экипажей для грядущего усиления фота. В результате, осенью 1940 года количество лодок, одновременно находящихся на боевой службе в Атлантике, подчас не превышало 2-3 единиц, чего было явно недостаточно для реализации планов «неограниченной подводной войны».

Недостаток лодок Кригсмарине пытались восполнить активностью надводных кораблей – и в самом конце октября 1940 года в дальний поход отправляется «карманный линкор» «Адмирал Шеер», с задачей нарушить систему британских грузоперевозок в Атлантике и Индийском океане. «Карманный линкор», прозванный так за сочетание относительно небольших размеров и водоизмещения с тяжелым вооружением, специально строился для подобных задач, а его экипаж, равно как и командование Кригсмарине, горели желанием доказать, что неудачное рейдерство однотипного «Адмирала графа Шпее» в самом начале войны было лишь досадной случайностью.

В это же время, в самом конце октября, вспыхнули боевые действия на Балканах: итальянские войска вторглись на территорию Греции, где им в первые дни противостояли лишь незначительные силы прикрытия.

Накал воздушных боев над Англией, в августе-сентябре достигавший максимума, в октябре пошел на спад – в связи с тяжелыми потерями Люфтваффе и начавшейся подготовкой к походу на восток. Тем не менее, командование Люфтваффе не оставляло надежд нанести противнику поражение, и разрабатывало новую стратегию, с которой англичанам пришлось столкнуться уже в следующем месяце.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала