«Патриоты России» отмечают рост оппозиционных настроений в регионах РФ перед октябрьскими выборами и прогнозируют их всплеск к марту 2011 года. Об этом и своих возможных результатах по итогам этой избирательной компании РИА Новости рассказала заместитель председателя партии «Патриоты России» Надежда Корнеева. В Единый день голосования 10 октября 2010 года в 77 субъектах РФ пройдут 7,9 тысячи выборов различного уровня. В шести субъектах будут выбирать депутатов в Законодательные собрания регионов, состоятся выборы мэров двух крупных городов (Махачкала и Самара), в остальных субъектах пройдут выборы в органы местного самоуправления.
- Надежда Анатольевна, на ваш взгляд, повлияет ли ситуация с летними лесными пожарами и последующим за этим ростом цен на политические предпочтения избирателей на октябрьских выборах?
- Если взять социологические исследования, то там говорится, что в самый пик ситуации с пожарами, оппозиционные настроения увеличились, и рейтинги власти снизились. Однако в основном это произошло в тех регионах, которые на себе испытали все. В остальных регионах таких настроений было меньше. Как только закончились пожары ситуация стабилизировалась, как говорят социологи. Но, если поговорить с людьми, то, конечно, период кухонного недовольства сейчас довольно серьезный. У меня есть ощущение того, что оппозиционные настроения растут, но я не уверенна, что именно в октябре это уже скажется. Только лето закончилось, урожай собрали, тут настроение достаточно оптимистическое. Сейчас говорят о переносе выборов с марта 2011 года на октябрь. Это потому, что в марте как раз оппозиционных настроений может быть больше. Будет холодная зима, поползут цены, и на мартовских выборах можно ожидать всплеска оппозиционных настроений.
- Сколько процентов голосов вы надеетесь получить на выборах? Как оцениваете свои шансы?
- Сложно говорить про проценты. У нас половина избирательной компании – это только сбор подписей, а не агитация. Хотя сбор подписей тоже отчасти небольшая агитация, но у нас нет таких возможностей для общения с избирателями, в том числе, через СМИ, как у парламентских партий. Нам сложнее пробиться к избирателям. Но мы знаем, что у нас может быть хороший результат в некоторых регионах, например, в Дагестане мы ждем нормальных результатов, в Оренбурге - от 4% до 6%. Для нас это хороший результат. В том же Ижевске, где нас сняли с выборов, мы бы получили больше 10%. Там у нас там очень активная организация, нас поддерживает общественность. Мы там являемся лидерами оппозиции.
- В каких регионах у вас были проблемы с регистрацией кандидатов кроме Ижевска?
- Из шести регионов, где будут выборы в законодательные собрания, в четырех мы участвуем в выборах по партийным спискам. Это Тыва, Белгородская область, Магаданская область и Челябинская область. В Новосибирской области нам не дали зарегистрировать партийный список, там мы зарегистрировали несколько кандидатов по одномандатным округам. Кроме того, примерно в 20 регионах мы участвуем в местных выборах, в том числе, участвуем в выборах в Махачкале, Оренбурге, в Томске, Самаре. В Ижевске нас по суду сняли, сейчас бодаемся.
Проблемы были в Новосибирской области, Томске, Краснодаре. Хотя в Краснодаре из трех снятых кандидатов нам через Центризбирком удалось одного восстановить. В Томске часть подписей нам не удалось отстоять, поэтому там мы не по партийному списку участвуем, а только одномандатники. Вообще у нас более 700 кандидатов выдвинуто на этих выборах по всем регионам.
- Некоторые политики считают региональные выборы не такими важными, как федеральные компании. Какое значение вы придаете этим выборам?
- Конечно, эти выборы за год до думских – подготовка к федеральным. Региональные выборы не могут быть проходными, потому что участие в них для партий очень важно. Партия для того и создается, чтобы участвовать в политике, бороться за власть. Любые выборы, даже в сельском совете, они не проходные. Это возможность для избирателей как-то повлиять на ситуацию, а партиям – достучаться до своих избирателей. Мы рассматриваем эти выборы, как подготовку к 2011 году, мы прекрасно понимаем, что избиратель за год тоже смотрит на нашу активность, на наши позиции, и у него что-то в памяти останется для выборов в Госдуму.
- Кого вы считаете главным конкурентом на предстоящих выборах?
- Я не могу назвать конкретную партию. У нас две степени конкуренции. Во-первых, у всех непарламентских партий тяжелая конкуренция с парламентскими партиями из-за нашего формального неравенства. Сегодня в политической жизни страны не решена одна очень важная проблема – это равенство всех политических партий. Подписи собирают не все. Поэтому сегодня у нас парламентские партии конкурируют между собой, и позволяют немножко существовать непарламентским партиям. С другой стороны, мы в большей степени представляем конкуренцию для КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», у которых есть в программных вещах патриотические моменты. А вообще в каждом регионе ситуация складывается по-разному. Например, в Ижевске, мы лидеры оппозиции. Поэтому нас там жестко прессуют, потому что мы составляем конкуренцию партии власти.