Президент России Дмитрий Медведев посетит Кипр 7-8 октября с официальным визитом. О том, чего ждут на острове от визита российского лидера, где находятся наиболее перспективные сферы сотрудничества двух стран, как продвигаются переговоры по кипрскому урегулированию и как Кипр борется с мировым кризисом, глава МИД Республики Кипр Маркос Киприану рассказал корреспонденту РИА Новости в Афинах Алексею Богдановскому.
- Господин министр, президент России Дмитрий Медведев готовится осуществить официальный визит в вашу страну. Какие темы будут обсуждаться и какие соглашения будут подписаны в ходе визита?
- Мы с большой радостью ждем официального визита президента Медведева на Кипр 7-8 октября и считаем этот визит проявлением глубокой российско-кипрской дружбы. Не случайно и то, что первый визит президента государства-участника Совета Безопасности ООН на Кипр - это визит именно российского президента, визит, подводящий итоги целых пятидесяти лет прекрасных межгосударственных отношений Республики Кипр и Российской Федерации.
Углубляя взаимное сотрудничество Кипра и России, власти обеих стран ведут подготовку к подписанию ряда двусторонних соглашений и меморандумов в областях экономики, туризма, банковского сотрудничества, науки, образования, транспорта и юстиции, которые придадут новую динамику широкому спектру политических и экономических действий в кипрско-российском сотрудничестве. Подписание этих соглашений и меморандумов завершает цикл работы двух правительств по укреплению институционального сотрудничества наших стран, который начался два года назад подписанием Совместной политической декларации и ряда соглашений во время визита президента Димитриса Христофиаса в Москву в ноябре 2008 года.
Позвольте мне особо упомянуть о двух очень важных документах, подписания которых мы ожидаем. Это протокол об избежании двойного налогообложения, который, как мы считаем, имеет огромное значение для укрепления деловой активности с обоюдной выгодой для обеих стран, а также Совместная программа действий Кипра и России на 2010-2013 годы, которая демонстрирует общую приверженность двух стран укреплению сотрудничества во многих областях.
Что касается вопросов, которые будут обсуждаться в ходе визита Медведева, то, конечно, два президента получат возможность глубоко рассмотреть, помимо двусторонних отношений, кипрскую проблему, отношения Европейского Союза и России, а также и другие актуальные международные вопросы, по которым во многом Кипр и Россия занимают одинаковые позиции.
Я бы хотел особо сказать о кипрской проблеме, по которой Россия всегда предоставляла Кипру активную, полную, бесценную поддержку, и подчеркнуть ценность подробного обсуждения этого вопроса с российской стороной.
Что касается отношений ЕС и России, я бы хотел напомнить хорошо известную позицию Кипра по данному вопросу. Она состоит в том, что Россия является одним из основных стратегических партнеров ЕС, и по этой причине отношения с Россией следует углублять, основываясь на принципах взаимного уважения и постоянного конструктивного диалога. Известно также, что Кипр - горячий сторонник свободного передвижения граждан ЕС и России, и мы убеждены, что обе стороны должны вести самый активный диалог об отмене виз для своих граждан.
- Кипр является важным международным центром предпринимательства и одновременно с этим имеет крупные инвестиции в России. Какие важные шаги можно предпринять для того, чтобы расширить сотрудничество двух стран в этой сфере?
- Действительно, Кипр является важным международным центром бизнеса и одновременно имеет крупные инвестиции в России. Было бы упущением не упомянуть о положительном вкладе российских бизнесменов, которые на протяжении ряда лет демонстрируют свое доверие Кипру как надежному центру для их предпринимательской активности.
Неотъемлемо важная сфера сотрудничества между двумя странами - экономика, в особенности инвестиции, поскольку Кипр является важным фактором в российской экономике и уже на протяжении десятилетия занимает первые места в списке иностранных инвесторов.
Согласно российским данным, общий объем инвестиций с Кипра в Россию до 2008 года достигает 56,7 миллиарда долларов, что составляет четверть от всех прямых иностранных инвестиций в Россию. Россия за тот же период инвестировала в Кипр 16 миллиардов долларов.
Разумеется, мы предприняли ряд действий для дальнейшего укрепления предпринимательской активности между двумя странами. В этом в большой степени помогает работа российско-кипрской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, шестое заседание которой прошло 15-16 сентября 2010 года. Также были организованы делегации бизнесменов, целью которых является найти и изучить проекты, над которыми могли бы работать кипрские и российские бизнесмены. Я должен добавить, что проведение бизнес-форума в рамках официального визита президента Медведева в равной степени поможет достижению этой цели.
Одновременно с этим мы надеемся, что подписание протокола об избежании двойного налогообложения, а также недавний выход Кипра из списка стран, которые российский Центральный банк считает оффшорными зонами, помогут существенному улучшению образа Кипра как привлекательного международного центра предпринимательства для российских бизнесменов.
- Насколько Вы удовлетворены сегодняшним уровнем развития туризма из России? Думаете ли Вы, что поток российских туристов на Кипр может увеличиваться и в дальнейшем?
- Для Кипра, островного государства, экономика которого в очень большой степени опирается на сервисный сектор, туризм неизбежно является основным источником доходов.
Мы очень довольны тем обстоятельством, что в 2009 году российские граждане продолжали активно ездить на Кипр, несмотря на международный экономический кризис, а также тем, что в 2010 году мы регистрируем постепенное повышение числа туристов из России. И для кипрских путешественников Россия - четвертое по популярности направление.
В прошедшем августе было отмечено увеличение числа туристов из России на 81% по сравнению с 2009 годом, так что Россия стала второй в мире страной по количеству туристов, посещающих Кипр. Это не следует считать случайностью, потому что чувства дружбы и культурной близости между нашими народами являются фактором стабильного повышения туристического потока.
Нужно отметить, что создание генерального консульства Кипра в Санкт-Петербурге помогло существенно увеличить туристический поток из России. Положительный эффект этого шага привел наше правительство к выводу о необходимости открыть в России еще три генеральных консульства Кипра: в Самаре, Екатеринбурге и Краснодаре. Эти консульства смогут начать работу в ближайшем будущем.
Мы уверены, что поток российских туристов может увеличиться. Ради этого ответственные за эти вопросы министерства транспорта и путей сообщения Кипра и России уже обсуждают дальнейшую либерализацию воздушных перевозок между двумя странами, что принесет нам взаимную выгоду.
Позвольте мне в связи с этим снова упомянуть о том, насколько важно добиться либерализации визового режима между ЕС и Россией. Мы нацелены на это, и достижение этой цели очень поможет развитию туризма из России.
- Я бы хотел спросить, с какими мыслями вы отмечаете в эти дни 50 лет независимости Кипра, учитывая, что на острове по-прежнему сохраняются разделительные линии?.
- Конечно, пятидесятая годовщина независимости Республики Кипр является доказательством прочного суверенитета и территориальной ценности кипрского государства в особенно трудных условиях. За эти полвека кипрский народ пережил трагедию вторжения, продолжающейся оккупации, драму беженцев и пропавших без вести. За это время мы приняли и продолжаем принимать бесконечные усилия для решения нашей национальной проблемы.
Советский Союз и впоследствии Российская Федерация действенно поддержали Кипр весь этот сложный период. Не будет преувеличением сказать, что кипрское государство в большой степени обязано своим существованием моральной поддержке международного сообщества и защите, которую нам предоставляют резолюции Совета Безопасности ООН, а ваша страна сыграла в их принятии определяющую, основную роль.
Наша сторона на протяжении лет демонстрирует добрую волю для достижения соглашения об урегулировании на основе двухзональной двухобщинной федерации с политическим равенством, как это определяют соответствующие резолюции ООН, с единым национальным суверенитетом и единым гражданством.
Мы признаем, что решение кипрской проблемы, без сомнения, находится на важном распутье, которое определит будущее острова. Мы считаем, что в будущем не должно быть Кипра с разделительными линиями. Так что мы обязаны создать условия для жизнеспособного решения, построить мосты взаимопонимания и диалога в наследство будущим поколениям.
Мечтая о Кипре без разделительных линий, кипрское правительство продолжает без устали работать над поиском решения, которое будет исходить от киприотов и служить киприотам, а не такого решения, которое будет результатом арбитража или других внешних вмешательств.
Мы надеемся на решение, которое будет обеспечивать процветание и прогресс граждан, уважение к правам человека и основным свободам, включая и право беженцев на возвращение к своим домам и имуществу. Решение должно согласовываться с международным правом и решениями ООН, базироваться на принципах и ценностях ЕС, полноправным членом которого Кипр является с 2004 года. Решение должно обеспечивать все свободы и права всех кипрских граждан - греков-киприотов, турок-киприотов, маронитов и католиков. Любое отступление от этих рамок является нарушением резолюций Совета Безопасности ООН.
- Переговоры об урегулировании кипрской проблемы проходят напрямую между греками-киприотами и турками-киприотами без посредников и арбитров. Тем не менее, существует ли какая-либо поддержка, которую могли бы предоставить дружественные страны, такие как Россия?
- Я уже упоминал о нашей позиции, заключающейся в том, что процесс ведения прямых переговоров между президентом Димитрисом Христофиасом и лидером турок-киприотов Дервишем Эроглу должен находиться в руках самих киприотов, без арбитража и искусственных сроков. Это подход полностью понимает Россия.
К сожалению, я должен с прискорбием отметить, что из-за бескомпромиссной позиции лидера турок-киприотов в переговорах не наблюдается прогресса. Тем не менее, мы продолжаем надеяться на положительную реакцию другой стороны и изменение ее позиции, на то, что она внесет предложения, которые будут соответствовать заранее оговоренным параметрам урегулирования. Эти параметры являются единственным приемлемым решением (двухобщинная двухзональная федерация с политическим равенством, как это определяют соответствующие резолюции ООН, с единым суверенитетом, единым международным представительством и единым гражданством).
Как я уже упоминал, Россия всегда предоставляла активную, полную и бесценную поддержку и была постоянно привержена справедливому и жизнеспособному решению кипрской проблемы, основываясь на международном праве и резолюциях СБ ООН. Разумеется, очевидна ценность и дальнейшей политической поддержки со стороны РФ, постоянного члена Совета Безопасности, в нашем национальном вопросе.
Конечно, мы надеемся, что страны, играющую роль в международных делах, такие как Российская Федерация, будут одновременно с этим влиять на турецкую сторону, дабы та продемонстрировала на деле свою добрую волю относительно переговоров и подошла к нашим предложениям без предубеждений. Мы надеемся, что (эти страны) пошлют сигнал, что решение кипрской проблемы в правильном ключе выгодно и самой Турции.
- На переговорах между президентом Кипра Димитрисом Христофиасом и лидером турок-киприотов Дервишем Эроглу действует принцип, что стороны не договорились ни о чем, пока не договорятся обо всем. Поэтому подробности переговоров не объявляют. Тем не менее, не могли бы Вы сказать, как продвигаются переговоры, насколько вас удовлетворяет их динамика? Дело в том, что за последний год говорили об "окне возможностей" для урегулирования кипрской проблемы, которое, очевидно, должно было закрыться. А теперь больше говорят о том обстоятельстве, что переговоры не имеют конкретных временных рамок.
- Известно, что, несмотря на ограниченный прогресс на переговорах, наша сторона продолжает демонстрировать добрую волю, делая уступки и выдвигая предложения в тех рамках, по которым были достигнуты договоренности.
В доказательство этого президент Христофиас недавно, как вы, вероятно, знаете, выдвинул пакет предложений, который, если он будет принят турецкой стороной, даст новый стимул переговорному процессу. В этом пакете основное место занимает вопрос возвращения города Фамагусты. Мы призываем Турцию выполнить Резолюцию 550 Совета Безопасности ООН, которая предусматривает передачу Турцией Объединенным Нациям Вароши (часть Фамагусты, в прошлом известный курорт, а после турецкого военного вторжения 1974 года оставленный жителями "город-призрак" - РИА Новости). Цель - восстановление города и его возвращение законным жителям. Вместе с восстановлением Вароши мы готовы взять на себя ответственность за восстановление старого города Фамагусты, который является частью нашего общего культурного наследия.
Одновременно с восстановлением города мы призываем Турцию открыть порт Фамагусты под эгидой Европейского Союза для осуществления торговли со стороны наших соотечественников, турок-киприотов. Таким образом, турко-кипрская община сможет выгодно использовать порт Фамагусты. Турция также получит выгоду, поскольку это событие даст фактический стимул и ее продвижению в ЕС, после того как будут открыты некоторые разделы, по которым переговоры сейчас заморожены.
Предложение президента Христофиаса включает также объединение дискуссии по трем разделам кипрской проблемы: имущественному, территориальному и касающемуся миграции, гражданства, иностранцев, политического убежища. Цель этого - интенсифицировать и ускорить диалог.
Третий аспект нашего предложения касается вопроса о созыве международной конференции, когда мы окажемся в пределах видимости соглашения по внутренним вопросам кипрской проблемы.
Мы утверждаем, что международная конференция должна быть созвана ООН, и в ней будут участвовать пять постоянных членов Совета Безопасности, следовательно, и Российская Федерация, а также Европейский Союз, державы-гаранты независимости Кипра (Великобритания, Греция, Турция), Республика Кипр и две кипрских общины.
Международное сообщество уже положительно восприняло эти три наших предложения, которые продвигают нашу сторону на шаг вперед. Их приветствовала и Российская Федерация.
К сожалению, до настоящего времени Турция и турко-кипрская сторона не ответили положительно на эту демонстрацию доброй воли. Несмотря на то, что Анкара утверждает, что желает скорого решения, действия и поведение турецкого руководства совсем не показывают, что оно заинтересовано в урегулировании.
Соответственно, по нашей оценке, не предвидится удовлетворительной динамики для решения кипрской проблемы в ближайшее время из-за позиции Турции и господина Эроглу на переговорах в отношении имущественного вопроса, нашего созидательного предложения об объединении вопросов о территориях и имуществе, а также предложения о Фамагусте, которое не было принято.
Следовательно, несмотря на то, что существуют разные взгляды на то, насколько Турция готова и хочет скорого решения, ее действия не подтверждают такие предположения. Ведь кроме деклараций, которые делаются для целей пиара, Турция избегает брать на себя реальную ответственность за то, что касается кипрской проблемы.
Россия и Кипр очень хорошо знают, что роль Турции не может ограничиваться только созданием положительного впечатления, поскольку сама Турция является определяющим фактором для успешного продвижения усилий по урегулированию.
Этого можно достичь, только если Турция оставит свою бескомпромиссную позицию и позволит туркам-киприотам вести с нами переговоры об урегулировании, которое будет принадлежать киприотам и вновь объединит остров.
- Кипр не избежал последствий мирового экономического кризиса, но они были для кипрской экономики достаточно ограниченными. Каковы прогнозы правительства на 2010 году и перспективы на 2011 год? Какова ваша стратегия для восстановления экономического роста?
- Действительно, степень воздействия финансового кризиса на реальный сектор экономики различается от страны к стране. Общая оценка относительно Кипра такова, что кризис не повлиял на страну непосредственно, в основном потому, что финансовая система лишь в незначительной степени пострадала от "токсичных" финансовых инструментов. Однако кризис повлиял косвенно на определенные отрасли через влияние стран, с которыми Кипр традиционно поддерживает экономические связи. Эти отрасли - прежде всего туризм и рынок недвижимости, где внешний спрос играет большую роль. Эти последствия были в большей степени ощутимы в 2009 году, а в 2010 году ожидается постепенное восстановление экономики, положительный рост должен составить около 0,5% ВВП.
Уже видны некоторые признаки улучшения экономики. В I и II квартале наблюдался экономический рост. Это показывает, что начался постепенный выход из рецессии. Одновременно с этим правительство не должно пребывать в самоуспокоенности, учитывая, что во внешнем окружении пока еще господствует неопределенность, а это, как известно, влияет на рецессию. К тому же министерство финансов в сотрудничестве с министерством труда и социального страхования рассчитывает, что в 2011 году удастся обратить вспять тенденцию к росту безработицы, продолжая ряд мер, которые уже были приняты, а также и реализуя новые меры, если это понадобится.
Я должен отметить, что в 2011 году ожидается явное восстановление экономики по отношению к 2009 и 2010 годам, учитывая, что внешнее окружение, как ожидается, существенно улучшится. Следовательно, согласно консервативным подсчетам, мы надеемся, что экономический рост будет колебаться на уровне примерно в 1,5%. Я подчеркиваю, что усилия правительства по бюджетному оздоровлению, как ожидается, не окажут влияние на экономический рост в 2011 году, поскольку расходы на развитие не будут сокращены. Усилия, которые будет предпринимать правительство для бюджетного оздоровления, будут касаться в основном уменьшения непроизводительных расходов государства, которые, как известно, не влияют на рост. Одновременно с этим, для усиления роста мы собираемся сохранить сравнительные преимущества, которыми мы располагаем на Кипре, например, благоприятную налоговую систему, которую российские бизнесмены считают особо привлекательной.
Кроме того, мы намерены укреплять инфраструктуру, уменьшать управленческую нагрузку и привлекать иностранные инвестиции. Разумеется, в этой сфере важнейшую роль играет привлечение инвестиций из России. Следовательно, в этом случае ожидаемое подписание протокола об избежании двойного налогообложения, а также недавнее удаление Кипра из списка оффшорных зон ЦБ России оказывают положительное влияние на укрепление и без того широкой российской предпринимательской деятельности на Кипре.