Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
5 октября, в Международный день учителя, а тем более в нынешний Год учителя, не хочется говорить о бесчисленных проблемах 3 млн российских педагогов, из которых свыше 1,2 млн - преподаватели в школе. Однако от невеселых истин никуда не уйдешь. И даже парадная сторона праздника - вручение хрустальных пеликанов финалистам конкурса «Учитель года» и особенно абсолютному победителю этого соревнования - не может затмить того боевика или триллера, в который превратилась сегодня работа учителя в школе.
Не только в России, конечно. Есть французский фильм Жан-Поля Лилиенфельда «Последний урок» с Изабель Аджани, в котором противостояние учительницы и неуправляемых школьников перерастает в кровавую трагедию. Есть лента американца Гаса Ван Сента «Слон» о расстреле школьниками одноклассников и учителей. Однако реальная жизнь американских школ и университетов дает этим картинам сто очков вперед. К примеру, с 1995 года по 2005 год в американских учебных заведениях произошло 18 кровавых развязок школьных конфликтов, в которых ученики расстреливали и своих однокашников, и преподавателей.
Правда, бывает и другое: в феврале этого года учитель в Ноксвилле (Теннесси) расстрелял свое начальство. Но чаще все-таки ученики охотятся на педагогов, выплескивая на них всю накопившуюся агрессию. На Западе школа стремительно превращается в территорию физических разборок. Британская Ассоциация преподавателей и лекторов приводит данные: в адрес каждого десятого учителя в классе поступали угрозы физической расправы. Педагогов толкали, лягали, били, бросали в них тяжелые предметы.
А вот новый метод борьбы школьников с учителями, не менее страшный в моральном плане. Ученики записывают на мобильные телефоны и прочие диктофоны все учительские разговоры и шантажируют своих преподавателей. Или публикуют в Интернете клевету на педагогов, ведя с ними настоящую информационную войну. Все эти технологии со временем могут докатиться и до России.
Уже сейчас один из популярных российских учительских анекдотов таков. Умер учитель и попал в ад. Спустя неделю приходит к нему Главный смотритель ада и говорит: «Извините, ошибочка вышла. Пожалуйте в рай». Учитель отвечает: «Мне и тут хорошо. После школы мне ад раем кажется».
В российских учительских форумах можно прочитать о самых разных способах ведения той интифады, которую ученики объявляют своим преподавателям. На тропу войны нынешние школьники выходят, к примеру, если получают несправедливую, с их точки зрения, оценку или слышат в свой адрес критику учителя. Недавно в школе, где работает моя знакомая, ученица, без устали болтавшая на уроке со своей соседкой, отказалась пересесть на другое место по требованию учителя. По мнению девочки, учительница нарушила ее «права человека» - сидеть там, где вздумается. Правда, в ответ строптивая школьница услышала, что ее собственные нарушения «прав человека» куда серьезней: мешая учебному процессу, она не дает одноклассникам реализовывать их права на получение бесплатного образования…
Жалобы в образовательные ведомства, скандалы и оскорбления со стороны родителей учеников, анонимки о мнимом насилии со стороны педагогов-мужчин - чего только не встречается в этой антиучительской кампании. Получается, что преподаватель зажат в угол. «Все, кому не лень, вытирают ноги об учителей! - пишет на форуме pedsovet.org мать одного из учеников. - Учительница поясняет нам, что мы можем придти к ней после уроков и обсудить правомерность поставленной ребенку оценки! Педагог теперь даже не имеет права самостоятельно оценивать знания своих учеников! Учителям хамят, а они в ответ отмалчиваются, дабы не оскорбить. Сегодня недалекие родители считают виноватыми во всем преподавателей, забывая об ответственности самих детей, а завтра подросшие дети-неучи вообще разучатся отвечать за свои поступки. Ими сможет манипулировать кто угодно».
Учителя перестали быть для многих школьников авторитетом. Современные чересчур прагматичные школьники стали воспринимать педагогов как обслуживающий персонал. Одна из преподавательниц на том же Интернет-сайте отмечает: «Кто урвет кусок побольше, тот в восприятии молодежи герой. А учитель, который сеет разумное, доброе, вечное, - неудачник».
Впрочем, и сами выпускники педвузов не горят желанием трудиться по специальности - на работу в школу идет только треть. По данным Министерства образования и науки, не хватает учителей по математике, физике и иностранному языку. И тех молодых педагогов, кто перепрофилируется, легко понять.
Учитель зачастую работает на полторы-две ставки, получая при этом только одну зарплату. В классе обычно не менее 25 человек (это официальная норма), а зачастую - больше, и работа с такой оравой - дело непростое. И вот, наконец, больной вопрос материального вознаграждения учителей, размер которого во многих регионах унизителен и плачевен. Если в Москве и Подмосковье средние зарплаты учителей - 30 тыс и 22,5 тыс соответственно, то в Ингушетии и Дагестане - всего 7 тысяч. Средняя учительская зарплата по стране - 12 тысяч. При этом о разного рода бонусах и серьезных социальных пакетах педагогам приходится только мечтать. Учителю остается подрабатывать с помощью кружков и частных уроков - или менять профессию.
Сегодня фильмы «Доживем до понедельника» (1968) Станислава Ростоцкого, «Ключ без права передачи» Динары Асановой, «Розыгрыш» Владимира Меньшова (оба - 1976 год) и другие ленты, рассказывающие о честных и доверительных отношениях учеников и учителей и о подлинном школьном воспитании, воспринимаются как анахронизм. Актуальнее совсем другие сериалы - о школьной чернухе. Главные действующие лица этих сериалов - рано хлебнувшие взрослой жизни подростки, которые решают свои проблемы с помощью лжи и грубой силы. Рядом с такими школьниками их учителя выглядят неискушенными и мало что понимающими в человеческих отношениях.
Похоже, что современным ученикам больше подходит такой педагог, какого гениально сыграл в выпуске «Ералаша» Геннадий Хазанов. «Сорок чертей и одна зеленая муха» - так называется этот фильм об итальянской школе. Педагог завоевывает авторитет 40 хулиганистых учеников только когда превосходит их в умении стрелять из рогатки по мухе. «Боритесь с учениками их же методами. По-другому не получится», - советует преподавателям ученик на одном из школьных форумов. И это крайне тревожная тенденция, по сути, означающая перманентную войну между педагогом и его аудиторией.
Стоит ли говорить, что при такой интифаде знания мало усваиваются, и школа превращается из площадки социализации в школу выживания, в которой основы безопасности жизнедеятельности впору преподавать самим учителям. В такой ситуации нет победителей, одни проигравшие. И прежде всего - сами дети, которые, ощущая вседозволенность и проповедуя безответственность, теряют всякое представление о справедливости.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции