МОСКВА, 5 окт - РИА Новости. Развивающиеся страны, уязвимые для изменения климата, могут использовать международное законодательство, чтобы сдвинуть с места переговоры по новому климатическому соглашению, подав иск в суд на развитые страны, заключают авторы отчета, опубликованного британским Фондом международного экологического законодательства и развития (FIELD).
Отчет опубликован в день начала сессии переговоров стран-членов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC, РКИК) в Тяньцзине (Китай), предваряющий саммит в мексиканском Канкуне. В Китае представители правительств будут обсуждать будущее климатического соглашения в рамках Специальной рабочей группы по долгосрочным совместным действиям в рамках Конвенции (AWG-LCA). Эта переговорная группа, в которую входят все 194 страны-члена конвенции, должна сформулировать долгосрочные подходы к проблеме изменения климата.
"Большое количество юридических источников по данной проблеме предполагает, что главные страны-загрязнители по международному законодательству могут считаться ответственными за вредные последствия своих выбросов парниковых газов. Следовательно, у стран, которые эти последствия затрагивают, может быть материальное право потребовать снижения выбросов на определенный объем. В ряде случаев у них могут быть и процедурные средства инициировать международное судебное разбирательство, например, в Международном суде ООН в Гааге", - сказал автор отчета Кристоф Шварте (Christoph Schwarte), чьи слова приводятся в сообщении фонда.
В 24-страничном документе, опубликованном на сайте фонда, анализируется юридическая литература по международным судебным искам. Авторы рассматривают возможные юридические доводы для "климатического" иска, а также его потенциальные последствия для всех сторон. При этом авторы подчеркивают, что не предлагают конкретных планов действий, а лишь изучают имеющиеся возможности.
По результатам анализа, судебное преследование развитых государств, несмотря на многочисленные сложности, при некоторых обстоятельствах представляется возможной "козырной картой" развивающихся стран в переговорах по проблеме изменения климата.
"Хотя международные судебные органы вряд ли вынесут суровые решения, судебное разбирательство по проблемам изменения климата может помочь создать необходимое политическое давление и руководящее участие третьей стороны для того, чтобы "оживить" международные переговоры в рамках UNFCCC или вне ее", - заключает Шварте в отчете.
Бывший советник министерства иностранных дел Мальдив Эдвард Кэмерон (Edward Cameron), комментировавший документ для New York Times, отметил, что этот вариант действий пока "вызывает множество важных вопросов", в частности, о том, какой именно стране или группе стран предъявлять иск, в каком суде, в рамках какого права и как точно оценивать ущерб от выбросов и определять их источники. При этом, по его словам, юридические меры остаются критически важным инструментом в ограниченном арсенале стран, уязвимых для изменения климата.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата, призванная противодействовать неблагоприятному изменению климата, вступила в силу 21 марта 1994 года. По данным секретариата конвенции, на данный момент к ней присоединились 194 страны. Документ не содержит количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Эти параметры содержатся в Киотском протоколе, вступившем в силу в 2005 году. Срок действия обязательств по нему истекает в 2012 году, но пока нового соглашения по климату достичь не удалось.
Предыдущая конференция стран-участниц конвенции в Копенгагене в декабре 2009 года закончилась неудачей, в частности, из-за противодействия ряда развивающихся стран. Стороны лишь приняли к сведению документ, получивший название "Копенгагенского соглашения", который не стал новым юридически обязывающим климатическим договором. Создать на его базе полноценный документ участникам конвенции предстоит на следующих встречах. Очередной саммит состоится в конце 2010 года в Канкуне, а в 2011 году пройдет климатическая конференция в ЮАР.
Юридические возможности избежать негативных последствий провала климатических переговоров и, в частности, образования паузы между Киотским протоколом и его "преемником", рассматривались в документе, получившем неофициальное название "план Б", который секретариат UNFCCC обнародовал в конце июля 2010 года. В качестве вариантов решения этой проблемы эксперты предлагают поправки в существующие договоренности, в том числе и в части порядка принятия решений, а также уменьшение количества стран-участниц второго периода действия Киотского протокола.