3 октября исполняется 115 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. О том, как в Москве – городе, который поэт называл «лучшим, что видел в мире» - возник музей, и чем он живет сегодня, РИА Новости рассказала директор Московского государственного музея Сергея Есенина Светлана Николаевна Шетракова. Беседовала Наталья Попова.
- Музей был создан в 1995 году к 100-летию со дня рождения Есенина. Как появилась идея его создания, здесь, именно в этом доме?
- Музей хотели открыть очень давно, ведь Есенин - один из самых читаемых и любимых поэтов в мире. Адресов, связанных с творчеством поэта в Москве, конечно, очень много. Были идеи создать музей на Пречистенке, где они жили с Дункан, или в доме на улице Москвина (ныне - Богословский переулок), где они снимали квартиру с Мариенгофом. Еще в советское время я занималась вопросом музея поэта в Москве, и даже ездила к Шолохову, чтобы заручиться его подписью и поддержкой. И в разговоре с Шолоховым мы говорили о том, как важен и необходим музей Есенина в столице, и что многие этого ждут.
Что касается этого дома в Большом Строченовском переулке, это первый есенинский адрес в Москве и это единственное место в Москве, в котором Есенин был прописан. Это место связано с памятью о поэте на большом промежутке времени - с 1911 по 1918 годы, здесь было написано множество произведений, здесь около 30 лет жил отец поэта Александр Никитич Есенин. Впервые Есенин появился здесь в 1911 году, сюда он пришел с вокзала 16-летним мальчиком и поднимался этими ступеньками у входа в квартиру своего отца, который жил на первом этаже в квартире №6, напомню, отец Есенина работал приказчиком в лавке купца Крылова.
Этот дом был деревянным, какое-то время бесхозным, позже здесь были коммунальные квартиры. Дом дважды горел, но, тем не менее, дом устоял. Какое-то время на нем висел плакат, просто написанный от руки: «Люди, сберегите этот дом, в нем жил великий русский поэт». Последний пожар был в начале 90-х годов, дом тогда сильно пострадал, но люди встали на защиту здания, обратились к Правительству Москвы. И в 1991 году появилось распоряжение правительства Москвы восстановить этот дом и отдать первый этаж музею. Конечно, не все обещание были выполнены, часть первого этажа, которую занимает музей, составляет всего 99,8 квадратных метров, а второй этаж и подвал исторического здания до сих пор занимают арендаторы. Официальный статус был присвоен ему в апреле 1996 года и в настоящее время музей принимает до 40 000 посетителей в год.
- Как подбиралась экспозиция вашего музея? Представлены ли здесь какие-либо раритеты?
- Экспозиция музея была создана на общественных началах и подарена городу в канун 100-летия со дня рождения поэта. Это происходило при огромном стечении народа, люди заполонили просто всю улицу. Экспозиция нашего музея необычна, это не просто экспонаты с подписью. Художник Авет Таведов, который делал экспозицию, несмотря на такую минимальную площадь, смог создать здесь пространство поэзии Есенина.
Все экспонаты музея - вещи, книги, фотографии, автографы – это предметы из моей личной коллекции, из коллекции художника, создававшего экспозицию, подвижников музея и родственников поэта. В коллекции есть много раритетных, типологических вещей. Обычные люди приносили вещи той эпохи, из которых потом воссоздавалась экспозиция. Мемориальные вещи в музее окружают предметы той эпохи, они не принадлежали поэту и мы не акцентируем внимание на их подлинности, но они создают совершенно особую атмосферу экспозиции. Часть вещей, вошедших в экспозицию, были найдены в фундаменте этого дома, а часть были взяты у родственников людей, живших в этом доме.
В силу того, что экспозиционная площадь невелика, у нас есть множество передвижных экспозиций, которые ездили и по ближнему и по дальнему зарубежью, были в Европе, Америке, Африке, Индии.
- Чем живет музей сейчас, спустя 15 лет после открытия? Какие трудности испытывает?
- Проблемы, конечно, есть. Мы никак не можем завершить проект есенинский дворик. На земле, зарегистрированной музеем, до сих пор находится стоянка машин коммерческой организации.
Понимая, что невозможно на этой территории принимать то огромное количество людей, которое приходит, власти пошли нам навстречу, и полтора года назад мы получили еще одно здание – особняк в переулке Чернышевского. Оформление этого здания тоже дело нелегкое, необходимо подписать множество бумаг, пройти бюрократические препоны. Сейчас мы привели этот дом в порядок, починили крышу, которая протекала и даже смогли разместить на первом этаже передвижную экспозицию. Надо отметить, что в восстановлении здания нам большую помощь оказали как обычно энтузиасты, но нашлись и меценаты (например, Балтийская строительная компания), которые на свои деньги построили фактически новую крышу.
Это здание в переулке Чернышевского, возможно, также относится к одному из московских периодов жизни Есенина. Утверждать это со стопроцентной точностью пока нельзя, мы продолжаем поиски информации в архивах, но кое-что из уже найденных документов позволяет считать, что Есенин мог бывать в том доме.
Работа еще предстоит большая, но я постараюсь сделать все, чтобы в следующем году ко дню рождения поэта этот домик распахнул свои двери для посетителей.
- Приурочены ли какие-то мероприятия ко дню рождения Есенина? Будет ли какая-то особая программа?
- Праздновать юбилей поэта мы начали еще в сентябре, у нас регулярно проводятся концерты и вечера. 3 октября – в день рождения Есенина – тоже будут торжественные мероприятия. В 12.00 дня на Тверском бульваре у памятника поэту состоится торжественный митинг, а в 17.00 у нас в музее, точнее во дворике, пройдет праздничный концерт участие, в котором примут известные артисты и деятели искусства.
- Есенина часто называют «крестьянским поэтом», но большую часть свой жизни он прожил в Москве. По-вашему, до какой степени Москва, столичная жизнь повлияла на творчество Есенина?
- Есенин писал: «Лучшее, что я видел в этом мире, это все-таки Москва». Москва для Есенина – это основной пласт его произведений, и главная любовь, и похоронен поэт тоже здесь.
Во многих биографиях пишут, что он пил, вел тот образ жизни, который описан им в «Москве кабацкой». В общем-то, да, он был живым человеком, и многое ему было не чуждо, а надо отметить, что при жизни он был звездой. Поэт был настолько популярен, что следили практически за каждым его шагом, а потом проецировали жизнь поэта на его стихи. Это особенно характерно для «Москвы кабацкой», где считают, что она практически отразить свою жизнь. Но ведь это поэзия… Только в одном четверостишии Москвы как бы он отстраняет своего героя от окружающего и акцентирует внимание на нравственности:
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.
Стихи Есенина часто воспринимаются очень буквально, но его стихи и образ самого поэта очень многогранен и неоднозначен, в простоте его стихов кроется настоящая бездна. Я изучаю Есенина всю жизнь, но считаю, что вот только сейчас нахожусь на подступах к пониманию его.