Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Принято считать, что актерская профессия, в общем-то, не есть удел интеллектуалов. К тому же, как заметил однажды британский артист Ричард Бартон, "актер - нечто меньшее, чем мужчина; актриса - нечто большее, чем женщина". Все это совершенно не относится к народному артисту СССР Армену Джигарханяну, которому 3 октября исполняется 75 лет.
Он давно стоит особняком от коллег. Начиная, пожалуй, с фильма Фрунзе Давлатяна "Здравствуй, это я!" (1965), в котором сыграл физика Артема Манвеляна. Эта роль, замеченная широкими кругами советских зрителей и режиссерами престижных столичных театров, впервые показала масштаб творческого дарования Джигарханяна, в котором магия личности переплелась с его умением создать точный и психологически выверенный образ персонажа с глубокой и сложной организацией переживаемых чувств. Молодой актер предстал человеком мыслящим, интеллектуально наполненным, и при этом аудитория почувствовала мощь его характера, спрятанного как у тигра, до поры до времени, под внешне неброской внешностью.
Интересно, что потом он это "звериное" спародировал в блистательной ретро-комедии Виктора Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975), где сыграл своего эксцентричного героя, судью Кригса - с его полосатым костюмом в обтяжку, огромными усами, вкрадчивой походкой, время от времени хищно щелкающего зубами - как кота, возомнившего себя тигром.
Другая особенность Джигарханяна заключается в том, что он не теряется в любом блестящем актерском ансамбле. Сыгранные им персонажи, будь то это комедия или драма, неизменно притягивают к себе зрительское внимание. Таков, например, обаятельный мерзавец штабс-капитан Петр Сергеевич Овечкин в "Новых приключениях неуловимых" (1968) или зловещий главарь грозной банды Горбатый в "Место встречи изменить нельзя" (1979).
Именно это обстоятельство, кстати, заставило в свое время режиссера Эдмонда Кеосаяна реанимировать убитого было Овечкина и включить его в заключительную картину своей знаменитой саги о неуловимых - "Корону Российской империи" (1971).
Отметился Армен Борисович и в анимации. И что характерно, его угрюмый, но добрый Волк, которого он озвучил в замечательном мультфильме Эдуарда Назарова "Жил-был пес" (1982), вначале был нарисован не таким, каким мы его знаем. Но голос актера не подходил к персонажу и тогда Волка перерисовали... с самого Джигарханяна. Точнее, с его Горбатого из "Места встречи".
Подобный случай был с другим народным артистом СССР, когда режиссер Федор Хитрук срисовал своего знаменитого Винни-Пуха с Евгения Леонова, озвучивавшего его потом во всех трех мультфильмах. Классический медвежонок же из повести Алана Милна в западной версии выглядит совершенно иначе.
Талант, как известно, не имеет границ, и с этой точки зрения, Джигарханян, армянин по рождению - артист, давно не принадлежащий только этой республике.
Он одинаково убедителен в роли и французского комиссара Мегрэ, и американского мафиози итальянского происхождения Томми Фаричетти, и Тимофея Степановича Варавки, отчима Клима Самгина и короля Пруссии Фридриха II.
Не говоря уже о театральных ролях - греческого философа Сократа, римского императора Нерона, английского адмирала Нельсона, на которые в театр им. Маяковского ходила вся Москва.
"У меня три места родных. Ереван, где я похоронил свою мать. Москва, где я похоронил свою дочь. И Даллас, где похоронен Фил (любимый кот - прим. С. В.)", - как-то сказал Джигарханян.
Его невероятная работоспособность общеизвестна и даже занесена в книгу рекордов Гинесса - на его счету несколько сотен ролей. Он востребован и кино, и в театре, и на радио (где на его счету немало радиоспектаклей), и на телевидении. В последнем случае не только как участник телепрограмм, но и актер телефильмов и сериалов.
Как выразился в известной эпиграмме Валентин Гафт:
"Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян".
В чем причина такой "всеядности"? Сам он объясняет это тем, что такова его профессия - актер должен играть, и ему не стыдно ни за одну из своих работ. Наверное, он прав - другого такого артиста со столь широким диапазоном исполнительских возможностей у нас - к сожалению или к счастью - нет. "Ничего для собственной востребованности и популярности не предпринимал. Поверьте: не интриговал, не пытался кого-то подсидеть, никому не доплачивал", - признался он с улыбкой в одном из интервью.
Несмотря на солидный багаж киноролей, которым мало кто из коллег может похвастаться, Джигарханян считает, что Россия не столько кинематографическая, сколько театральная страна.
Поэтому не стоит удивляться тому, что в 1996 году он основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, оставив театр им. Маяковского, в котором прослужил с 1969 по 1996 годы.
Юбилеи актер не любит отмечать, как впрочем, бежит любой публичной деятельности, не связанной с творчеством. Практически его не увидишь на светских тусовках, организуемых по поводу и без оного. Возраст? Скорее, желание не размениваться по мелочам, оставив силы для работы.
Не случайно Джигарханян любит цитировать французского писателя Ромена Роллана о том, что актер, играющий Гамлета, хоть немножко должен быть Гамлетом. А Гамлету надо хоть иногда побыть наедине с собой, добавим мы.