3 октября актеру театра и кино, режиссеру, народному артисту СССР, занесённому в Книгу рекордов Гиннесса, Армену Борисовичу Джигарханяну исполняется 75 лет.
Армен Джигарханян родился в Ереване, его воспитывали бабушка, мама, Елена Васильевна, и отчим, мудрый и добрый человек. "Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. Вся армянская интеллигенция, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне", вспоминает актер.
Елена Васильевна, будучи заядлой театралкой, приобщала к театру и сына, они старались не пропускать ни одной театральной постановки. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у Армена сформировалось твердое убеждение стать артистом.
После окончания школы в 1953 году Джигарханян поехал в Москву поступать в ГИТИС. "В Москве мне очень понравилось метро, - вспоминает Армен Борисович. - А еще булочки - они назывались "калорийные" - очень вкусные! И мороженое...", но приемной комиссии не понравился его ярко выраженный акцент. После неудавшегося поступления Армен уехал в родной Ереван, где проработал год осветителем на киностудии "Арменфильм", одновременно готовясь к поступлению в Ереванский театрально-художественный институт, в который и поступил в 1954 году, на курс к знаменитому режиссеру Вартану Аджемяну, руководителю театра им. Г. Сундукяна.
С самого начала Армен Джигарханян стал играть много и в самых разнообразных пьесах, диапазон его ролей был огромен: от комедийных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл 30 ролей, среди которых такие как Кудряш ("Гроза" А. Н. Островского), Сергей ("Иркутская история" А. Н. Арбузова), Актер ("На дне" М. Горького). В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил даже образ Ленина ("Именем революции" М. Шатрова). Как признавался актер, он получал удовольствие от самого пребывания на сцене.
Не случайный в кино человек
В кино Джигарханян дебютировал в 1960 году в роли Акопа в фильме "Обвал", но известность ему принес дебютный фильм режиссера Фрунзе Довлатяна "Здравствуй, это я!" киностудии "Арменфильм", где Джигарханян сыграл молодого талантливого ученого. Картину через год отправили представлять советское кино в Каннах. А в 1967 году по приглашению Анатолия Эфроса Армен Борисович приехал в Московский Театр им. Ленинского Комсомола. Но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле "Кабала святош" М. А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханяну работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.
Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А. А. Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле "Разгром" А. А. Фадеева (постановка М. А. Захарова). Следующей работой стала роль Стэнли Ковальского в спектакле "Трамвай "Желание" Т. Уильямса. Но одна из самых знаменитых ролей Армена Джигарханяна в театре Маяковского - Сократ в спектакле "Беседы с Сократом". Об этой роли актер вспоминает: "Я очень боялся, что эта роль у меня не получится. И тогда мне один мудрый человек посоветовал: сыграй так, чтобы мы, сидящие в зале, видели: он, тот, который на сцене, так действительно живет, а не произносит заученные тексты. Сократ на самом деле жил так, как говорил. Это самое трудное! Ведь мы же зачастую только произносим правильные тексты, а живем совсем другой жизнью, про которую окружающие ничего не знают".
Свой успех на сцене Джигарханян считает следствием своей провинциальности и неосведомленности во многих вещах: "Моего вечного удивления тем, что мне предстояло начать. Незнание результатов в искусстве неожиданно резко возбуждает фантазию".
С конца 60-х Армен Джигарханян начинает много сниматься в кино, и почти каждая из его работ становилась событием. В знаменитых лентах "Новые приключения неуловимых" и "Корона Российской империи, или снова неуловимые" он сыграл белогвардейского капитана Овечкина. В историко-революционном фильме "Чрезвычайный комиссар" - комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести "Когда наступает сентябрь" - неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна.
Искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975). Как и полковник Чесней в исполнении Михаила Козакова, Кригс хочет жениться на богатой вдове - тетушке Розе Д'Альвадорез, которую сыграл неподражаемый Александр Калягин. "Я никогда не забуду, как мы дурачились в сцене, когда нужно было тортом швыряться. Взрослые люди, а смеялись как дети!" - вспоминает Армен Борисович о съемках.
О роли Карпа - угрюмого горбуна и главаря шайки "Черная кошка" в культовом сериале режиссера Говорухина "Место встречи изменить нельзя" (1979) сам Армен Борисович скептически замечает: "Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией..."
Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса по количеству сыгранных ролей: в его банке более трехсот кинематографических работ. За богатый актерский багаж Валентин Гафт посвятил своему коллеге ставшую знаменитой эпиграмму:
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.
И Арам Ильич Хачатурян, комментируя популярность своего друга, произнес такую фразу: "Утюг включишь - и там Джигарханян".
Сам актер считает, что лучше износиться, чем заржаветь: "Я всегда отвечаю за все, что я сделал. У меня свои уже дела отдельно переживать это. Но вот эти 300 - это моя жизнь, и я через это прошел. И могу сказать, что я не случайный человек".
Армен Джигарханян озвучил и немало мультфильмов, которые уже давно стали классикой жанра: это меланхоличный Волк из мультфильма "Жил-Был пес", Дядюшка Мокус из мультфильма "Приключения поросенка Фунтика", и знаменитый одноногий пират Джон Сильвер из "Острова Сокровищ". Голосом Армена Джигарханяна в российском прокате разговаривает и энергичный пенсионер Карл Фредриксен в диснеевском мультфильме "Вверх".
"Я очень люблю мультфильмы, по-детски люблю, - рассказывает Армен Борисович. - Вы знаете законы мульткино: они сначала снимают, потом рисуют, а потом озвучивают. А потом этот персонаж вдруг появляется в моей жизни и совершает невероятные поступки!"
Театр им. Джигарханяна
В конце 1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников в ВГИКе театр. Так появился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна. "Я не режиссер этого театра. Меня называют художественным менеджером, и это точнее выражает положение вещей. А режиссер у нас Владимир Ячменев, ученик Марка Захарова. Ему знакома театральная студийность, он молод, так что энергии ему не занимать. Я же работаю на сэкономленном топливе".
На сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях "Возвращение домой" Х. Пинтера и "Последняя лента Крэппа" С. Беккета.
"Я в ответе за тех, кого приручил"
Армен Борисович встретил свою жену Татьяну более сорока лет назад. Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Джигарханяна - известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала, потому что в России, откуда она приехала, еще не слышали о Джигарханяне. Армен с первой встречи покорил Татьяну своим обаянием. Однажды она призналась ему, что ей отчего-то скучно, на что он сказал: "Нужно влюбиться".
Пригласив двух свидетелей, они расписались. С тех пор супруги счастливо живут вместе.
Двадцать лет отрадой Армэна и Татьяны был сиамский кот Фил, у которого, по признанию самого актера, он учился своей профессии: "Фил знает, как играть по-настоящему. Не так, чтобы кричали: "Верю!" - а чтобы просто рыдали в зале или у экранов и от радости, и от сопереживания. Секрет его мастерства простой: - у меня есть боль - через нее я и играю..."
Не пытаясь заменить слово "любовь", Армен Борисович так говорит о своей семье: "По отношению к семье у меня есть более важное чувство. Я ответственен за тех, кого приручил. Я скучаю, добываю деньги, подарки покупаю, звоню, сержусь на них. И это все входит в понятие "ответственность".
Джигарханян обожает футбол. Считает, что игрок, актер, художник - участники спортивного действа, своеобразного спектакля, где бушуют подлинные страсти, конфликты возникают импровизационно, в сюжете нет запрограмированности, а финал, в отличие от многих театральных пьес, далеко не предугадан.
"Скоро мне 75 лет, размышляет Армен Борисович, - это значит, что я прожил большую жизнь, много видел всякого, что меня невозможно ничем удивить. Но иногда я сам себе удивляюсь. Сейчас мы в нашем театре репетируем спектакль "Ромео и Джульетта". Казалось бы, мне все это уже должно быть ясно, как то, что дважды два четыре. Но я влюбился в эту пьесу как мальчишка! Может, я не так еще стар?.."
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников