МОСКВА/МУРМАНСК, 2 окт - РИА Новости. Атомный ледокол "Россия" в субботу отправится из мурманского порта в Арктику, чтобы высадить на лед очередную дрейфующую станцию "Северный полюс-38", на которой 15 полярников проведут около года. Они будут изучать океан, лед и атмосферу в арктическом регионе, который критически важен для погоды и климата всей планеты.
"СП-38 создается в Арктике в соответствии с поручениями президента и правительства РФ", - сказал журналистам представитель ФГУП "Атомфлот" Владимир Блинов.
Он напомнил, что экспедицию на "России" возглавит спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутат Госдумы Артур Чилингаров. Планируется, что путешествие ледокола "Россия" от выхода и до возвращения в Мурманск продлится около 25 суток. Однако многое будет зависеть от того, насколько долго придется искать подходящую льдину для дрейфующей станции.
"На данный момент выбрано по материалам съемок из космоса пять ледовых полей для обследования на обширной акватории океана от острова Врангеля и вплоть до приполюсного района", - сказал Блинов.
По его словам, в числе задач экспедиции - проверка работоспособности российской навигационной систему ГЛОНАСС в условиях высоких широт.
Все-таки получилось
Россия - единственная страна арктического региона, которая с 1930-х годов регулярно организует дрейфующие станции, ведущие в Арктике комплексный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в высоких широтах.
Работа предыдущей станции СП-37 была завершена раньше, чем планировалось. Льдина, где она находилась, начала дрейфовать по необычному маршруту - ее не вынесло в пролив Фрама (между Гренландией и Европой), а "забросило" к берегам Канады. Ученые ожидали, что здесь льдина сможет продержаться еще около года, как уже происходило не раз. Так, СП-7 и СП-12 проработали по два года, а станция СП-19, высаженная на ледяной остров продержалась почти четыре года.
Однако эти надежды не сбылись: льдина начала быстро разрушаться, и в июне 2010 года, после девяти месяцев работы ее пришлось эвакуировать. Для этого ледокол "Россия" впервые в истории прошел до канадской котловины в месяц максимального развития ледового покрова.
После завершения работы СП-37 в июне 2010 года долгое время не было ясности в том, будет ли в текущем году организована следующая станция. В феврале Росгидромет заявил, что "Северный полюс" в 2010 году может не возобновить работу из-за отсутствия средств.
В конце августа глава Росгидромета Александр Фролов сообщил РИА Новости, что новая дрейфующая станция СП-38 отправится в Арктику сразу же, как только специалисты найдут подходящую для нее льдину, деньги будут выделены из текущего бюджета гидрометеорологического ведомства, а финансовые вопросы будут решаться с Минфином уже в следующем году.
В середине сентября Чилингаров сообщил, что он лично возглавит экспедицию по высадке СП-38 на ледоколе "Россия".
"Вообще не планировалась в этом году высадка станции, потому что на нее не было денег, но Чилингаров обратился с письмом к президенту", - сказал РИА Новости Блинов.
Кастинг на лучшую льдину
Ледоколу "Россия" предстоит обойти почти всю Арктику, чтобы присмотреть подходящую льдину. Согласно карте, опубликованной на сайте Арктического и антарктического НИИ, экспедиция пройдет почти весь Северный морской путь, дойдя до острова Врангеля, откуда начнет двигаться к полюсу, осматривая пять ледовых полей, предварительно выбранных по результатам спутниковой съемки.
"Главное, чтобы ледовое поле было достаточной сплоченности, чтобы станция смогла просуществовать целый год, чтобы оно не разрушилось раньше времени. Не раз бывало так: трещина пошла посредине лагеря, одни на одном берегу, другие на другом, и спасайся кто может", - сказал Блинов.
По его словам, другая задача - найти на льдине точку, которая бы как можно дольше не рушилась, чтобы "посадить" там лагерь.
В свою очередь, заместитель начальника Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ) Николай Адамович отметил, что вести осмотр льдин - "кандидатов" с вертолета, которые будет взлетать с палубы ледокола, придется в сложнейших условиях полярной ночи.
"В этих широтах уже нет полярного дня, есть только полярная ночь, сумерки. Задача достаточно сложная - в темноте надо делать полеты", - сказал он.
Пятнадцать человек, собаки и медведи
Возглавит экипаж дрейфующий станции главный специалист отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ, 53-летний Томаш Петровский. Он - инженер-океанолог и опытный полярник. В частности, он возглавлял станцию "Северный полюс-34", работавшую с 19 сентября 2005 года по 28 мая 2006 года, работал на СП-36.
В его подчинении 14 полярников - океанологи, метеорологи, аэрологи, инженеры, гидрографы.
Сейчас полярники могут работать в достаточно комфортных условиях, несопоставимых с теми, в которых находились исследователи на первых ледовых станциях в 1930-х годах, отметил Адамович.
На льдине будут установлены специальные сборные домики с отоплением и электричеством, на станции будут тракторы, электростанция, баня.
"Полярники, которые там зимуют, совершенно не оторваны от Большой земли. У них есть интернет, они могут читать электронные книги, они могут смотреть телевизор, весь абсолютно весь быт, который есть, им обеспечен там. Поэтому сказать, что они - как космонавты, это не совсем правильно", - сказал Адамович.
Он добавил, что у полярников будет оружие, поскольку дрейфующие станции не редко посещают белые медведи, но не уточнил какое именно.
Все участники станции поочередно несут дежурства "по льдине": Дежурный должен обходить раз в два часа станцию, льдину, смотреть, все ли в порядке. Кроме того, у метеорологов, океанологов есть свои программы наблюдений, свои дежурства. Особая нагрузка падает на повара, который единственный свободен от всех дежурств.
"Дай Боже нам, каждому петербуржцу так питаться, как на станции", - сказал Адамович, отвечая на вопрос, как кормят полярников.
Дополнительной защитой от медведей будут собаки. Две собаки, жившие на станции СП-37, во время эвакуации были оставлены на полярной станции на острове Визе.
"Сейчас, когда будут проходить мимо Визе, где надо будет провести ряд специальных работ, заберут этих двух собак. Начальник станции подтвердил, что собаки живы и здоровы, и они готовы их передать", - сказал собеседник агентства.
Говоря о том, могут ли полярники позволить себе выпить, Адамович сказал, что "спиртного не положено", однако "сухой закон официально не устанавливался".
Ледовый полигон
На дрейфующих станциях всегда проводилось множество научных наблюдений, касающихся атмосферы, льда и океана. В частности, измерялись течения, велись промеры глубин, оценивалась соленость воды на разной глубине. Множество метеорологических и гидрологических показателей позволяли ученым понять, какие изменения происходят за полярным кругом.
"Океан чутко реагирует на то, что происходит в атмосфере, и в то же время сам влияет на атмосферу. И эту взаимосвязь во всех проявлениях изучают на СП. Там проводятся обширные, комплексные исследования, в результате делаются выводы, которые могут использоваться как для проверки, так и для создания моделей изменения климата", - добавил Адамович.
Вместе с тем, СП-38 будет еще и "полигоном", чтобы испытывать новое научное оборудование. Данные о глубинах, другие измерения будут вместе с данными специализированной экспедиции на судне "Академик Федоров" использоваться для доказательств принадлежности России арктического шельфа.
Блинов отметил, что этот год интересен тем, что климатическая ситуация в Арктике полностью повторяет 2008 год. "Очень интересно их сопоставить", - сказал он.