Тамара Бараненкова
Выставка-воспоминание "Невыносимая свобода творчества" о легендарной экспозиции 70-х годов, в которой приняли участие звезды советского андеграунда, открылась во Всероссийском выставочном центре (тогда - ВДНХ) ровно на том же месте, что и оригинальный проект.
В 1975 году выставка в одном из павильонов Дома культуры ВДНХ, которой предшествовали Бульдозерная выставка и выставка на открытом воздухе в Измайлово, стала настоящей сенсацией – посмотреть на работы художников, чье творчество не просто выходило за рамки главенствующего соцреализма, но и противоречило ему, приходили тысячи людей.
Каждый из десяти дней выставки очереди растягивались на километры. Число художников, принявших в ней участие, также было рекордным – более 140 человек, среди которых - Анатолий Зверев, Анатолий Жигалов, Михаил Одноралов (самым знаменитым из его работ стало "Пальто" с бутылкой кефира в кармане), группа "Гнездо" (ее участники сидели в настоящем гнезде с табличкой "Тише! Идет эксперимент!"), Иосиф Киблицкий, Наталья Конышева, группа "Волосы", представившая "Хипповский флаг", и многие другие. При этом пространство павильона, где проходила выставка, явно не предназначалось для подобных мероприятий.
Сегодня представленная в Доме культуры ВДНХ выставка обросла легендами - говорят о сорокоградусной жаре в павильоне, закрытых туалетах, неработающих ларьках с питьевой водой и едой и других "ухищрениях", на которые шли власти, но, как бы то ни было, она стала первым серьезным компромиссом между государством и "запрещенными" художниками.
Как рассказали РИА Новости организаторы нынешней выставки, их проект не является реконструкцией, а тем более мемориальной эскпозицией – его главной задачей было, с одной стороны, проследить "трансформацию" российского искусства с 1975-го года до наших дней - со времени, когда "было нельзя", ко времени, "когда стало можно", а с другой – показать, к чему привела эта трансформация.
Отсюда, как объяснил один из организаторов выставки, сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Алексеев и ее название: "Многие из художников, участвовавших в выставке 75-го года, которых зажимали и терроризировали 35 лет назад, просто перестали заниматься искусством, как только получили свободу для творчества. И таких было большинство". "Основной идеей нашей выставки стала связь поколений. Нам было важно показать тот принцип, по которому люди остаются в искусстве и при этом сделать так, чтобы он был визуально воспринимаем", - рассказал он РИА Новости.
С ним согласен и Михаил Одноралов, один из организаторов и участников выставок 70-х и нынешней экспозиции, чье "Пальто" разместилось на втором этаже павильона рядом с работами последних лет: "Мы решили сделать выставку поколений. Нам было интересно посмотреть, как свободный дух выставки ВДНХ может звучать сегодня, здесь же, в том же павильоне, который, кстати, совершенно не изменился".
Поэтому в экспозиции – как картины художников, принимавших участие в той, тридцатилетней давности, выставке (среди них – Оскар Рабин, Ростислав Лебедев, Анатолий Зверев, Наталья Конышева), и работы молодых авторов, ставших известными в последние пять-десять лет (Сергей Катран, Диана Мачулина, Арсений Жиляев, Максим Смиренномудринский и другие).
Работы первых – преимущественно картины, и вторых – арт-объекты - разместились на двух этажах павильона: первый представляет "молодое искусство", второй – искусство художников советской эпохи и захватывает пять десятилетий – с 60-х годов по наши дни.
Выставка продлится до 21 октября.