Практически год назад совет директоров ОАО «РЖД» утвердил концепцию продажи акций дочерних компаний в 2010-2012 годах. За это время были приняты важные в рамках реформирования отрасли решения: создание Второй грузовой компании (ВГК), правительство определилось с продажей контрольного пакета в одной из грузовых «дочек» РЖД, железнодорожная монополия стала вести переговоры о продаже акций «ТрансКредитбанка». Текущий год ознаменован и подписанием указа президента о развитии высокоскоростного сообщения в России. О планах компании по «дочкам» и важности запуска в России высокоскоростного движения в интервью РИА Новости рассказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.
«ДОЧКИ» НА ПРОДАЖУ
- Какой объем средств компания планирует привлечь за счет продажи дочек в 2010 году и в 2011 году?
- На первом этапе - 2010 год – предположительно, 12 миллиардов рублей, на втором - 2011 год - до 50 миллиардов рублей.
- Вы говорили, что, возможно, до конца текущего года будет приватизирован пакет акций Первой грузовой компании (ПГК), тогда, наверняка, сумма, которую планируется выручить от продажи акций дочек в 2010 году будет больше?
- Я сомневаюсь, что мы сможем полностью сделку завершить до конца года. Скорее всего, продажа состоится до конца года, а сами средства, наверное, поступят уже после в следующем году. В этом случае, если мы продаем контрольный пакет Первой грузовой компании, можно говорить о значительно большей сумме, чем та, которую я назвал.
- А во сколько Вы оцениваете компанию ПГК в целом?
- Можно говорить о том, что на сегодняшний день самые предварительные оценки, которые вообще существуют, разнятся. Максимальная оценка до 12 миллиардов долларов, если говорить о 100%. Есть и более скромные оценки. В любом случае – это существенная сумма.
- Выбрана ли форма продажа акций ПГК?
- Этот вопрос должен быть решен государством, потому что по предложению совета директоров именно государство решает, в какой форме осуществляется продажа активов РЖД. Возможно и IPO, и частное размещение. Пока окончательное решение не принято.
- Какая форма, по мнению РЖД, является более целесообразной?
- С учетом сроков и объемов, я думаю, что сегодня можно было бы сначала сделать частное размещение пакета акций ОАО «ПГК», на этом отфиксировать цену, и потом уже, отталкиваясь от результата, делать IPO. Я думаю, что сегодня настолько уже отработан механизм оценки, что государство едва ли ошибется, если произведет оценку существующими способами. И с этой оценкой может выходить на конкурсное предложение.
- Какие-то стратегические инвесторы обращались с предложением купить пакет ПГК?
- Да, обращались. Вы можете перечислить все крупные операторские компании и не ошибетесь.
- Российские?
- Да, но есть желающие и среди зарубежных партнеров, но мы пока этот вопрос глубоко не изучали.
- А кто именно из российских компаний?
- Я не хочу им делать рекламу.
- С октября заработает Вторая грузовая компания (ВГК). РЖД в перспективе планирует продавать акции ВГК?
- Это вопрос, который, я думаю, мы будем рассматривать не ранее, чем после двух лет работы ВГК. Все зависит от того, чего мы сможем достигнуть общими усилиями на рынке с точки зрения совершенствования системы управления парком, в том числе и в международном сообщении, и с точки зрения баланса, который возникнет на рынке грузовых перевозок. Во всяком случае, по мнению руководителей правительства, создание ВГК позволит государству использовать ее как инструмент определенного влияния на рынок грузовых перевозок. И в ближайшие два года вопрос о продаже поставлен не будет.
- Вопрос о том, что РЖД сохранит контроль в ВГК решен окончательно?
- Да. Пока, по схеме - да.
- РЖД сейчас ведет переговоры с ВТБ о продаже акций Транскредитбанка. Будет ли РЖД продавать контрольный пакет?
- Речь идет о том, что ВТБ хочет купить контрольный пакет акций. Принято решение, что мы по соглашению сторон до подписания финальных документов, этот вопрос публично не обсуждаем.
- А РЖД готово продать контроль?
- Мы готовы продать контрольный пакет акций Транскредитбанка.
- Останется ли ТКБ опорным банком РЖД?
- Да, это одно из условий переговорного процесса. И мы считаем, что это правильное условие. И покупатель, и РЖД заинтересованы в том, чтобы банк продолжил обслуживание отрасли, но он не отраслевой банк, в его пакете на РЖД сейчас приходится, по-моему, 40% выданных займов. Но для нас это ключевой банк, и мы будем продолжать с ним работать.
- Не идет ли речь о том, что может быть продано до 100% акций ТКБ?
- Нет, пока на этом этапе не идет, но такой возможности мы не исключаем.
- В соответствии с концепцией планируется также продажа и акций «ТрансТелекома» (ТТК). Когда и какой пакет может быть реализован?
- Мы пока не держим в планах продажу «Транстелекома». Мы сегодня разрабатываем новую стратегию развития компании. Компания является ключевым оператором наших информационных сетей в области управления перевозками. Поэтому к этому вопросу будем подходить позже.
- То есть в 2010 году ТТК продан не будет?
- Не будет, точно.
- А какой пакет планируется продать?
- Там ничего не планируется пока. Вопрос не рассматривается. Разговоры о возможностях продажи этого актива идут, но никаких конкретных решений по этому поводу пока нет.
- Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в свое время аргументировала решение о сокращении государственной поддержки ОАО «РЖД» в 2011 году необходимостью активнее продавать непрофильные активы и акции дочерних компаний. Хватит ли этих средств, чтобы покрыть дефицит инвестиционной программы?
- На мой взгляд, это совершенно неправильный подход по той простой причине, что активы компании, которые внесены в уставный капитал можно либо замещать деньгами, либо замещать другими активами. Мы считаем, что деньги, вырученные от продажи активов, должны направляться в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, а не идти на покрытие недостатка финансовых ресурсов.
НАЛИЧИЕ ПАКЕТА В ПОРТАХ У РЖД ИГРАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ
- РЖД владеет пакетами акций в портах, например, в Усть-Луге, Новороссийском морском торговом порту. Какие планы у компании в отношении этих активов, и предполагается ли доводить свои доли до блокирующего пакета?
- Мы по-прежнему считаем, что для обеспечения транзитных перевозок грузов и просто перевозок в смешанном сообщении наличие пакета влияния в портах у РЖД играет положительную роль. Мы это наблюдаем и в Усть-Луге, но мы этого не наблюдаем, к сожалению, в Новороссийске.
Новороссийск - особая зона, решения, которые там принимаются по продаже государственного и частного пакетов, дают пищу для размышлений. Сегодня эти активы упали в цене минимум в два раза. И, казалось бы, можно было сейчас активно провести работу по приобретению пакетов в этих структурах. Но нам с большим трудом удалось тогда убедить государство в целесообразности приобретения 5-процентного пакета в Новороссийском порту. С учетом нехватки ресурсов для развития инфраструктуры практически не сомневаюсь, что получили бы отказ, если бы мы сейчас пошли с этим вопросом в правительство. Хотя, с точки зрения развития портов и создания единой системы обеспечения доставки грузов порт-железная дорога-конечный потребитель, я считаю, что это было бы целесообразно.
СТРОИТЕЛЬСТВО ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МАГИСТРАЛИ НЕОБХОДИМО
- Владимир Иванович, важным и интересным проектом РЖД является строительство высокоскоростных магистралей. На какой стадии находятся сейчас проработки по нему и, по Вашему мнению, почему этот проект необходимо реализовывать в России?
- Я абсолютно убежден, что появление магистрали не только возможно, но и необходимо, потому что железнодорожная отрасль сегодня обеспечивает 19 отраслей экономики, и каждый наш рубль инвестиций это, прежде всего, рубль инвестиций в развитие российской экономики, в поддержание российского производителя. Поэтому считаю, что такие проекты нам нужны.
Недавно мне попалось заявление о неуместности «Сапсана» в нашем экономическом положении. Считаю, что это могут говорить только люди неосведомленные в принципах государственного управления или принципах управления экономического развития, либо намеренно искажающие действительность. Конечно же нужны, потому что невозможно говорить о развитии нашего общества, не говоря о развитии нашей экономики, без развития инфраструктуры невозможно ни в одной стране. Железнодорожный транспорт является абсолютно необходимым элементом и модернизации, и инновационного развития. Высокоскоростное движение относится именно к этим двум областям интересов и государства и общества. Мы продолжаем работу во исполнение указа президента («О высокоскоростном сообщении в РФ» - ред.), разрабатываем определенную нормативную базу, рассматриваем вопрос о проектах так называемого жизненного цикла. Мы ведем активную работу с иностранными партнерами, с консультационными компаниям. Полагаю, что мы будем готовы, если не в этом году, то в следующем представить государству достаточные системные предложения.
С учетом процедур, которые требуются на рассмотрение подобных проектов, думаю, что следующий год будет потрачен на обсуждение всех аспектов вопроса, а в 2012 году уже можно будет ожидать конкретных решений по развитию высокоскоростного движения в России.
- Вы сказали, что обсуждаете с иностранными партнерами, кто из иностранцев уже проявил интерес к проекту?
- Мы прежде всего сами проявляем интерес к тем иностранным компаниям и государствам, которые уже реализовали программу высокоскоростного движения. Мы работаем и с Францией, и с Германией, и с Португалией, Китаем, Японией, Италией, Испанией. Мы со всеми находимся в контакте, мы получаем доступ к интересующей нас информации, применяем ее к особенностям нашей страны, экономики, и на этом основании формулируем тезисы для предложений в правительство. Банки и портфельные инвесторы проявляют к этому серьезный интерес.