В новом выпуске программы "Дым Отечества" историк архитектуры Алексей Клименко и координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов беседуют с ведущим Виталием Дымарским о пожаре Москвы 1812 года и об архитектуре современной столицы.
В.ДЫМАРСКИЙ: Алексей, для историков архитектуры вопрос авторства пожара 1812 года ясно?
А.КЛИМЕНКО: Это вопрос скорее для историков, и вопрос документальный. В данном случае документы оказались доступны и стало ясно, что это была патриотическая акция, организованная Ростопчиным, и поджигатели - люди, нанятые Ростопчиным. К акции присоединились и купцы, которые сами поджигали свои амбары с зерном, чтобы то, что не успели вывезти из Москвы, не досталось врагу. И Москву сожгли сознательно, именно для того, чтобы не досталось врагу.
В.ДЫМАРСКИЙ: То есть, вы совершенно искренне говорите, что это был жест патриотический?
А.КЛИМЕНКО: Я не исследовал, я основываюсь на том, что знаю - историки, исследователи говорят, что это на основании документов, что это все ясно. А то, что здесь был разгул и действительно власти не осталось - так было принято, что то, что удавалось захватить, отдавалось на откуп солдатам.
В.ДЫМАРСКИЙ: Война.
А.КЛИМЕНКО: Конечно, мерзкое дело.
В.ДЫМАРСКИЙ: Константин, а в вашем представлении мы сегодня как-то ощущаем пожар 1812 года, может быть, даже не отдавая себе отчет, или это дела давно минувших дней, никак не повлиявшие на историю развития города?
К.МИХАЙЛОВ: Невольно вспоминается знаменитая грибоедовская фраза: "Пожар способствовал и много к украшению". Отчасти она верна, потому что после пожара в Москве развернулись очень интересные, широкие общегородские мероприятия по реконструкции, фактически по созданию нового городского центра – работала комиссия по строению, архитектор Бове известнейший, и облик Москвы существенно изменился, и была заложена примерно та матрица, которая дошла еще до революции 1917 года и дошла до наших дней - заложено полукольцо площадей центральных вокруг Кремля и Китай-города, некоторые спрямлены, сделаны широкие улицы. Другое дело, что невольно, конечно, вспоминаются и жертвы этого пожара, потому что погибла не менее интересная Москва, может быть, более интересная, чем до пожара, Москва конца 18 века, созданная Баженовым, Казаковым, - она тоже была великим памятником московским.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>