Дней десять назад, в воскресенье, я в числе множества журналистов был приглашен «на церемонию открытия бизнес-кампуса СКОЛКОВО». Подавали в неограниченном количестве вино и соки, самые разнообразные канапе и клубнику, облитую шоколадом. Черным и белым. Кое-кому повезло и с кофе (потом кофе закрыли, оставив только чай).
Здание, построенное по проекту какого-то англичанина (наверняка знаменитого), произвело фантастическое впечатление. Так, наверное, смотрели на выбеленные и раскрашенные фасады аккуратненьких потемкинских домиков случайно забредшие крестьяне из сел, лежащих в стороне от пути императрицы.
Абстрактные пластиковые скульптуры, подвешенные к потолкам, имели рядом с собой подробные таблички с описанием их, скульптур, смысла, хотя я всегда ретроградно думал, будто что музыка, что скульптура, что живопись адекватны себе и в словесных пояснениях нуждаться не должны.
Специальный фонтан ниспадал вдоль стены, служа экраном для стробоскопических текстов — ну ровно как разные забавные часики в «магазинах удивительных вещей LeFutur».
Кроме «арт-перформанса, кулинарных и спортивных мастер-классов, а также открытия бассейна», публике предлагались серьезные «мастер-классы и открытые лекции, проходившие в учебных кластерах». Ну там, начиная, кажется, с такой супер-инновационной области, как альпинизм.
Я, как и большинство моих знакомых журналистов, выбрал мастер-класс от СКОЛКОВО (Дмитрий Репин, говорил почему-то исключительно по-английски и без перевода) плюс Intel (Алексей Николаев, говорил и показывал по-русски) и, возможно, не столько из-за доверия к бренду Intel, сколько из-за завораживающей темы: «Инновация: дизайн или технология?»
Я долго, как баран перед новыми воротами, стоял перед табличкой с названием этой темы и все не мог постичь ее глубины… Вот вообразил себе рубашку, к воротничку которой вместо обычных пластмассовых пришили перламутровые пуговицы. Впрочем, что те, что другие носят смысл сугубо декоративный. Это как, инновация? Ведь дизайн-то изменился… Или: что будет, если на коммуникаторе сделать не четыре «железные» кнопки, а, скажем, три? Или - представляете инновационную дерзость - одну?! Функций управления при этом, понятно, не уменьшится, остальные перейдут к кнопкам софтовым, виртуальным…
Решив, что тему либо плохо перевели с превалирующего в Сколковском бизнес-кампусе английского, либо я пропустил в этой жизни нечто фундаментальное, стал вслушиваться. Первое довольно длинное выступление по-английски я, к своему стыду, вынужден был пропустить мимо ушей: в заведениях учил немецкий и французский, а английский выучил поневоле и read only. Потом оратор сменился и пошел русский звук.
Я тысячу раз извиняюсь, если что понял неправильно, но, сколько ни вслушивался, ничего иного так и не услышал: первое, что должен сделать человек, собирающийся произвести инновацию — это выяснить, чего хочет потенциальный покупатель. И ему потрафить.
Мне всегда казалось, что потенциальный покупатель, то есть основная масса населения, довольно консервативен. По определению. Что максимальная инновация в его представлении — это замена пластмассовой пуговки на перламутровую. И что все новое рождается в безумных головах изобретателей.
Ан нет! Согласно последним интеловским изысканиям, инноваторы - это те, кто воплощают «в металл» мечты и чаянья… народонаселения.
Мне почему-то тут же представился наш великий изобретатель Яблочков, который, прежде чем приступить к изобретению своей покорившей мир «свечи», долго ходил по российским городам и весям (в особенности — весям) и собирал информацию, чего ждет простой русский мужик от него, изобретателя и инноватора.
И выяснив, что именно дугового света, приступил к реализации этих самых чаяний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции