Рейтинг@Mail.ru
"Перезагрузка" детей: Интернет вместо сознания - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Перезагрузка" детей: Интернет вместо сознания

Читать ria.ru в
Дзен
Проходящая в Москве с 27 по 29 сентября Первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста с участием 130 стран высветила неоднозначную тему. Это информационная социализация детей, мода на компьютерное обучение...

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Проходящая в Москве с 27 по 29 сентября Первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста с участием 130 стран высветила одну, мягко говоря, неоднозначную тему. Это информационная социализация детей, мода на компьютерное обучение, которое уже охватывает даже дошколят.

«Дозу» Интернета сегодняшние малыши 5-6 лет зачастую получают в детском саду. Дома бдение перед монитором продолжается, явно выходя за рамки разрешенных врачами «15 минут в день». Существуют отечественные «прекомпьютеры» для трехлетних малышей - с азбукой, тематическими заданиями, счетом. Детские компьютерные центры, клубы и студии есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Ульяновске, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Летом работали компьютерные детские лагеря.

Спору нет, без информационных технологий сегодня - никуда. Компьютерная грамотность уже фактически приравнена к филологической. В некоторых музеях образовательные компьютерные игрушки предназначены для самых маленьких. Так, Дарвиновский музей в Москве предлагает дошколятам компьютерные пазлы с птицами, а первоклашки работают с сенсорными экранами и путешествуют по ареалам обитания животных и этапам эволюции. Русский музей и Эрмитаж в Петербурге предлагают детям виртуальные туры по истории искусства.

В Интернете школьник может моментально найти почти все необходимые сведения, дистанционно чему-либо обучиться и прочитать нужные книги, не заходя в библиотеку или книжный магазин. Тем самым перегруженные домашними заданиями школьники экономят время и физические усилия.

Но если бы только физические!

К сожалению, еще и интеллектуальные. Речь, в частности, о скачивании из Интернета рефератов и сочинений - зачастую бездарных, полных фактических ляпов опусов. Эти готовые продукты - интернетовский фастфуд - дети заглатывают, не пережевывая. И превращаются в пассивных получателей информации. Вспоминаю, как в пору работы в школе зачастую читала за вечер пять-шесть абсолютно одинаковых сочинений - клонов первоисточника, найденного во Всемирной паутине. Даже отличникам иной раз было лень что-либо анализировать, обобщать и вообще прилагать мыслительные усилия.

Это отсутствие охоты к самостоятельному изучению источников, к чтению и обработке информации профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Ольга Карабанова комментирует так: «Для современных детей характерно отсутствие любопытства, любознательности, познавательных интересов». И постоянное потребление интернетовского «общепита» в конце концов закрепляет это свойство.

Однако Интернет-фастфуд, который не оставляет следа в сознании, - это еще полбеды. Хуже, когда фрагментарные, эклектичные и зачастую ложные сведения, выуженные из Паутины, складываются в очень далекую от реальности - попросту говоря, искаженную - картину мира. Или, наоборот, вообще никак не сообразуются между собой. Но и в том, и в другом случае эффект одинаков: детское сознание дезориентировано и переполнено смысловым мусором.

Об этом явлении предупреждал в конце прошлого - начале нынешнего века американский футуролог Элвин Тоффлер, создатель концепции «Информационной цивилизации». Он говорил о глобальной информационной трясине: «Нас настигает все новая информация, и мы вынуждены постоянно пересматривать картотеку образов. Идеи, верования и отношения, как ракеты, врываются в наше сознание и внезапно исчезают в никуда. Ежедневно ниспровергаются научные и психологические теории». А сама реальность воспринимается как нечто текучее, неуловимое и эфемерное.

Что происходит с душевным миром ребенка в условиях этой постоянной «перезагрузки» сознания, стремительной чехарды ценностей, когда становится крайне трудно найти какую-либо устойчивую опору? Как отмечают многие культурологи, исчезает само понятие культурного героя - образца, на который можно безбоязненно равняться. Вместо традиционной культуры формируется «клип-культура» (термин Тоффлера), в которой идет безостановочный зэппинг - как при просмотре телевизора, когда зритель беспорядочно переключает каналы и в результате видит перед собой мозаично-случайную картинку. А она абсолютно бессмысленна.

Можно ли повернуть эти изменения в человеческом сознании вспять? Едва ли. Интернетизация культуры и массовой психологии глобальна. Пытаться ее остановить - все равно что стараться обуздать стихию.

Распространяющаяся информационная социализация детей, очевидно, пойдет все дальше. Хотя само по себе понятие информационной социализации - оксюморон. Вместо интеграции в общество, усвоения социальных норм и нравственных ценностей маленькому человеку, по сути, предлагается компьютерный «аутизм», погружение в «виртуал» и хаос в сознании.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала