МОСКВА, 27 сен - РИА Новости. Православно-католическая богословская комиссия не смогла договориться по вопросу о первенстве (примате) Папы Римского в первом тысячелетии и приняла решение доработать исторический "критский документ", сообщил в понедельник председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Иларион.
Заседание православно-католической богословской комиссии в Вене завершилось 26 сентября. От каждой поместной православной Церкви в дискуссии принимали участие два делегата. Московский патриархат представляли глава ОВЦС митрополит Иларион и профессор Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус, а также консультант - заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун). Заседание было посвящено обсуждению проекта "критского документа" о первенстве (примате) Римского Папы в первом тысячелетии.
Текст документа уже обсуждался на предшествующем заседании комиссии на Кипре в 2009 году. Тогда участники комиссии смогли совместно проанализировать и проработать только треть документа.
"После длительного обсуждения комиссия приняла решение о том, что данный документ необходимо доработать и что окончательное решение о его статусе будет вынесено на следующем пленарном заседании комиссии, то есть, предположительно, через два года. К этому же времени будет разработан проект нового документа, который будет рассматривать ту же проблематику, но только с богословской точки зрения", - говорится в комментарии митрополита Илариона, которое публикует в понедельник служба коммуникации ОВЦС.
По его словам, "критский документ" почти не упоминает епископов других Поместных Церквей первого тысячелетия. Это, по мнению митрополита, создает "неправильное представление о том, как распределялись полномочия в Древней Церкви".
Кроме того, он отмечает, что в документе нет ясного и четкого утверждения о том, что юрисдикция римского епископа в первом тысячелетии не распространялась на Восток.
"Для православных участников очевидно, что в первом тысячелетии юрисдикция римского епископа распространялась исключительно на Запад, тогда как на Востоке территории были разделены между четырьмя Патриархатами - Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Епископ Рима не имел никакой прямой юрисдикции на Востоке, несмотря на то, что в отдельных случаях восточные иерархи обращались к нему как арбитру в богословских спорах. Данные обращения не имели систематического характера и никоим образом не могут толковаться в том смысле, что епископ Рима воспринимался на Востоке как обладатель верховной власти во всей Вселенской Церкви", - говорится в комментарии представителя РПЦ.
Глава ОВЦС выразил надежду, что эти опущения будут восполнены при доработке текста и на последующих заседаниях комиссии католическая сторона согласится с позицией православных участников, которая, по его словам, подтверждается многочисленными историческими свидетельствами.
Вопрос о примате уже тысячу лет является главным препятствием на пути диалога Восточной и Западной Церквей. По учению Католической церкви, "Римский Первосвященник как преемник Петра, которому Христос вверил пасти овец и агнцев своих, обладает по божественному установлению верховной, полной, непосредственной и универсальной властью для попечения о душах. Поэтому Он, посланный как пастырь всех верующих, обладает над всеми Церквами первенством канонической власти" (II Ватиканский собор, Декрет о пастырской должности епископов в Церкви). Православные богословы в основном признают за Римом первенство чести, но отрицают все прочие преимущества.