Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Наркотическая угроза в России давно стала одной из самых главных. Рост наркомании, увеличение объемов незаконного оборота наркотиков, и сопряженный с этим общий рост преступности и социальных проблем требуют чрезвычайных мер реагирования. Подобные меры, предусматривающие значительные изменения в военном строительстве и внешней политике России, были предложены руководителем Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктором Ивановым на заседании Государственного антинаркотического комитета 24 сентября 2010 года.
Армия против наркотиков
Прежде всего, Иванов ведет речь о создании специальных антинаркотических подразделений в составе Вооруженных сил России. До сих пор подобных подразделений в составе ВС не было – борьба с распространением наркотиков вообще не входила (и не входит) в круг задач Министерства обороны России. Успехи военных на этой почве были побочным эффектом их противодействия незаконным вооруженным формированиям, многие члены которых «зарабатывали на жизнь», в частности, торговлей наркотиками.
Вопрос об использовании Вооруженных сил в этих целях можно разбить на две части. Первая и главная – это вопрос политических последствий подобных действий, вторая – вопрос формы: создание какой-то специальной структуры; использование обычных частей различных видов ВС по принципу ротации; ограниченное использование спецподразделений в сочетании с усиленной поддержкой и подготовкой «антинаркотических» сил в странах Центральной Азии.
Говоря о политических последствиях, следует иметь в виду, что подобная борьба имеет смысл только за пределами РФ. Внутри страны обстановка иная: наркопотоки уже распадаются на множество смертоносных ручейков. Первую роль, вероятно, должны, как и сегодня, играть правоохранительные органы и спецслужбы, со своим богатым оперативно-розыскным и следственным арсеналом, и наличием «силовой» составляющей, которая позволяет преодолеть возможное вооруженное сопротивление. Использование вооруженных сил для борьбы с наркотрафиком внутри страны в этих условиях невозможно – их средства не подходят для борьбы с мелкооптовыми и розничными торговцами в населенных пунктах.
Главной целью вооруженных сил должны стать источники угрозы – прежде всего это плантации опийного мака и крупные караваны, еще не успевшие разделить свой груз по множеству курьеров-одиночек.
Ни того, ни другого на территории России нет – и это автоматически подразумевает использование ВС за рубежом. Само по себе подобное использование допускается российским законодательством: Закон об обороне и военная доктрина РФ позволяют Президенту России, как верховному главнокомандующему, задействовать войска за рубежом для защиты интересов страны и жизней ее граждан. Однако понятно, что без согласия государств, на территории которых будут проводиться подобные операции, это использование вызовет грандиозный скандал.
Колумбийские грабли
Международные прецеденты подобного рода имеются. Прежде всего, это многолетняя антинаркотическая операция, которую вооруженные силы США проводят в Латинской Америке, главным образом в Колумбии. В этой стране, где помимо плантаций коки – сырья для кокаина, сбываемого главным образом в Северной Америке, находятся и основные нелегальные лаборатории, где перерабатывается сырье, выращенное в других латиноамериканских странах, США регулярно проводят военные операции против наркоплантаций и лабораторий и перехватывают караваны с грузом наркотиков. Попутно решается и еще одна задача: уничтожая наркотики, США подрывают экономическое могущество леворадикальных движений, ведущих борьбу против колумбийского правительства.
В условиях недружелюбного окружения (у Колумбии не самые лучшие отношения с соседями) и весьма серьезной внутренней угрозы, колумбийское правительство охотно принимает эту поддержку со стороны США. Помимо собственных военных акций, США вкладывают значительные средства в вооружение и обучение колумбийских военных, прежде всего – спецподразделений, специализирующихся на борьбе с наркоторговцами.
Подобная деятельность, однако, не прибавляет популярности США в самой Колумбии.
Значительное количество местных жителей, находящихся в оппозиции правительству, расценивают действия США – не только военные операции, но и поддержку колумбийской армии – как вмешательство во внутренние дела страны.
В результате американские граждане и имущество регулярно подвергаются нападениям боевиков, а сама страна охвачена довольно серьезным внутренним конфликтом, в котором леворадикалы воюют не только с правительством, но и друг с другом.
Схожая опасность подстерегает и Россию. До тех пор, пока российские военные в той же Киргизии и Таджикистане несут повседневную службу, демонстрируя готовность России защитить своих соседей от возможной угрозы извне, к ним относятся в целом положительно. В случае, если Россия начнет проводить военные операции на территории этих стран – отношение очень быстро ухудшится, как минимум потому, что подобные действия затронут интересы слишком большого числа людей, которые в отсутствие нормально работающей экономики занимаются наркобизнесом.
Вряд ли подобные соображения могут служить причиной для отказа от идеи, но они, как представляется, должны учитываться при выборе средств противодействия. В случае неблагоприятного развития событий Россия рискует быть втянутой в многолетний конфликт на территории центральноазиатских республик, который по масштабам будет ничуть не меньше, чем афганская война 1979-89 годов или нынешний конфликт.
Вместе с тем, у России есть определенное преимущество перед США. Если в той же Колумбии значительная часть населения относится к США враждебно и протестует против поддержки, которую США оказывает правительству и вооруженным силам Колумбии, то подобные действия со стороны России воспринимаются в Центральной Азии куда более адекватно: Россия многими рассматривается как арбитр. В этих условиях поддержка, обучение и снаряжение соответствующих местных подразделений могут оказаться оптимальным средством борьбы с наркоугрозой.
Эти подразделения могут, как и в Колумбии, бороться не только против наркоторговцев, но и против радикальных террористических движений, для которых торговля наркотиками является основным средством обеспечения, подобно тому, как в Колумбии эта торговля является источником дохода для леворадикальных движений.
При таком развитии событий, Россия сможет позволить себе ограничиться минимальным непосредственным участием: воздушная поддержка местных подразделений; действия групп спецназа по целям за пределами границ бывшего СССР, а также по крупным наркокараванам и бандам иностранного происхождения – внутри этих границ; наконец, разведывательная и аналитическая поддержка спецопераций.
Внутренние меры
Помимо предложения о создании антинаркотических подразделений, Виктор Иванов также выступил с инициативой централизации борьбы с наркотиками путем создания национального антинаркотического бюджета, который объединит средства, расходуемые на борьбу с наркотиками.
«На сегодняшний день затраты государства на реализацию антинаркотической политики разрознены, и средства размазаны по разным ведомствам без учета взаимосвязи и соотнесения деятельности.
По сути, как в известной интермедии Аркадия Райкина, пуговицы пришивает один, рукава – другой, а за костюмчик в целом никто не отвечает.
В нашей же ситуации за костюм, то есть за стратегию, отвечает Государственный антинаркотический комитет и вмонтированные в него региональные антинаркотические комиссии», – отметил Иванов.
Подобная централизация, при условии должного контроля за расходом средств, могла бы быть залогом успеха, но эффект можно усилить при объединении возможностей всей государственной машины. Наиболее ярким примером является обстановка на южных границах России. Прозрачность русско-казахской границы и ее огромная протяженность значительно облегчает жизнь наркоторговцам, и ее оборудование, пусть и стоящее огромных средств, как представляется, должно стать приоритетной задачей государства – не только в целях борьбы с наркотиками, но и в целях противодействия потенциальной террористической угрозе из стран Центральной Азии.
И, в дополнение к оборудованию границы можно рассмотреть вопрос введения визового режима с центральноазиатскими соседями.
При этом нужно ясно дать понять, что причиной подобных мер является именно массовая контрабанда наркотиков и нелегальная миграция, а не враждебное отношение России к собратьям по СНГ, ШОС и ОДКБ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции