БАГДАД, 27 сен - РИА Новости, Али Хусейн. В Ираке, где в 1991 году не осталось, по данным министерства просвещения страны, ни одного неграмотного, число людей, не умеющих ни читать, ни писать, сегодня достигло 7 миллионов человек. Другими словами, почти каждый четвертый житель страны - неграмотный.
"Ситуация весьма тревожна. В Ираке растет число неграмотных людей", - сказал в беседе с РИА Новости заместитель министра просвещения Ирака Нихада аль-Джибури.
Причины такого положения иракские эксперты видят в годах войн, насилия и экономической блокады, которые Ирак пережил за последние десятилетия.
"Все это привело к ухудшению социально-экономического положения в стране, сокращению ассигнований на образование, к тому, что дети вынуждены бросать школу, чтобы поддержать свои семьи", - говорит, в свою очередь, пресс-секретарь министерства просвещения Ирака Валид Хусейн.
Тринадцатилетний Ахмед Саад, помогающий продавцу арбузами на рынке в багдадском районе Аль-Байя, с завистью смотрит на своих сверстников, которые идут мимо него в школу.
"Сегодня - начало занятий в школах. Моим друзьям купили новую одежду и портфели. Мне тоже хотелось бы быть вместе с ними, но я не могу. Я должен работать, чтобы содержать семью", - говорит он.
После того, как четыре года назад группа вооруженных людей в военной форме похитила его отца, Ахмед остался в семье за старшего. Чтобы заботиться о матери, сестре и двух младших братьях, он вынужден был оставить школу.
По данным министерства просвещения, в 2009 году 28% иракских детей в возрасте от шести до 11 лет не посещали школу. Большинство из них работают в магазинах и на рынках, на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей, в различных мастерских.
Двадцать лет назад только 4% детей в этой возрастной категории не ходили в школу.
Но не только вынужденная необходимость искать дополнительные источники дохода, заставляют родителей не пускать детей в школу. Сказывается также их нехватка и отсутствие безопасности.
"Мы страдаем от нехватки школ и учителей, многие из которых бросили работу из-за угроз со стороны боевиков. С другой стороны, многие иракские семьи боятся отпускать детей в школу и из-за боязни возможных взрывов и похищений", - сказал РИА Новости советник министерства просвещения по вопросам распространения грамотности и ускоренного обучения Мохсин Абдул Али.
Четырнадцатилетняя Сина была ранена в результате взрыва, которой произошел недалеко от ее школы. С тех пор она боится туда ходить.
"Она не хочет ходить в школу, и мы решили, раз она боится, то лучше, наверное, ее не заставлять", - говорит бабушка Сины Умм Муртада.
Творящееся в стране насилие, тяжелое экономическое положение, отсутствие адекватного образования и ухудшение под влиянием бедности и непосильного труда здоровья детей грозит, по мнению доктора социологических наук Багдадского университета Мариам Али, тем, что "Ирак может потерять молодое поколение". Об этом, по ее словам, свидетельствуют данные проведенного ей и ее коллегами исследования, которые "приводят в шок".
"Судите сами, 24% иракских детей недоедают, 59% страдают от хронических болезней, около 50% лишены медицинской помощи, 170 тысяч детей стали жертвами послевоенного насилия, 100 тысяч - инвалидами, около двух миллионов - оказались в категории "перемещенные лица", - говорит иракский социолог.
Редактор иракской газеты "Ас-Салям" Саад Джихад характеризует состояние учебно-воспитательного процесса в Ираке одним словом - "крах".
"В результате войны 2003 года и последовавшего насилия пострадали 80% образовательных учреждений Ирака. В прошлое ушло бесплатное образование, За книги, другие учебные принадлежности теперь приходится платить родителям, что дополнительным бременем ложится на плечи бедных семей", - говорит он. И добавляет, что рост неграмотности в этих условиях - вполне закономерен.