МОСКВА, 27 сен - РИА Новости, Ирина Саминская. Экспозиция "Модерникон", представляющая современное российское искусство и предваряющая Год России в Италии, открылась в Fondazione Sandretto Re Rebaudengo в Турине и продлится до 27 февраля 2011 года.
Как рассказал РИА Новости один из участников выставки художник Яков Каждан, проект сделан на беспрецедентном для России высоком уровне экспозиции и организации.
Сам проект представлен в выставочном зале фонда, с российской стороны в организации принял участие фонд "Виктория - искусство быть современным", а его кураторами вступили Ирене Кальдерони и Франческо Бонами, на счету которого основной проект Венецианской биеннале 2003 года, Биеннале Уитни в Нью-Йорке, солидный пост в Чикагском музее современного искусства и многое другое.
"В каком-то смысле, если я правильно понимаю, это одна из попыток вписывания русского искусства в международной контекст, отчасти благодаря имени куратора Франческо Бонами", - полагает Каждан.
Название проекта "Модерникон" неизбежно отсылает к модернизации новой России, но, тем не менее, имеет и большой контекст в русском искусстве.
"Мысль Бонами в том, что современное искусство и художники продолжают работать с проектом модернизма до сих пор", - рассказал Каждан.
В экспозицию были также включены работы идеологов "левого искусства" Дмитрия Гутова и Анатолия Осмоловского. Гутов показал свои объекты - пространственные "копии" картин Рембрандта из металла, а Осмоловский - абстрактные скульптуры, продолжая воплощать идею того, что критическое искусство приобретает форму. "Как прокомментировала Осмоловского критик Екатерина Деготь в своем тексте к выставке, сейчас в искусстве начала преобладать форма и отсюда возникает вопрос, о чем тогда говорит искусство. Но это вопрос открытый", - пояснил Каждан.
Помимо широкоизвестных художников, среди которых Виктор Алимпиев, Павел Пепперштейн и Ольга Чернышева, в проекте приняли участие и молодые - Алина Гуткина, Настя Рябова, Анна Паркина и другие. При этом в составе участников отсутствовали типичные для зарубежных "обзорных выставок" российские художники, такие, как группа АЕС+Ф, дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и Олег Кулик.
Само открытие проходило при большом стечении арт-публики, на открытие прилетели руководительница центра современного искусства "Винзавод" Софья Троценко, представитель Музея Гуггенхайма Ник Ильин, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, куратор основного проекта 4 Московской биеннале современного искусства Петер Вайбель и другие.
Каждан отметил, что выставка является выдающейся и с точки зрения экспозиции. "Концепция "белого куба" была воплощена так, как ни на одной выставке в России", - добавил он. На примере своей работы художник пояснил, что его видео, как правило, экспонируется с плохим звуком, так как в галерейных пространствах настроить хороший проблематично. На выставке в Италии все было показано идеально.
"Каждая работа существует в таком белом вакууме, она идеально видна и слышна", - уточнил он.
Арт-публика, посетившая открытие, могла увидеть и три перформанса, два из которых в разное время были показаны в Москве.
Первый из них - перформанс Андрея Кузькина, который является частью проекта "Герои левитации": художник на фоне своих скульптур из хлебного мякиша обнаженный лежит в гамаке под потолком галереи. Второй перформанс представила известная московская группа "Обледенение архитекторов", он был показан впервые в 2003 году в рамках некоммерческой программы международной художественной ярмарки "АРТ Москва". Тогда художники озаботились идеей расширения жилого пространства и предложили использовать в качестве дополнительной жилплощади строительные люльки. Подобная люлька разместилась на одной из внешних стен здания фонда в Турине.
Третьим перформансом стала работа Елены Ковылиной, которая пригласила присесть за стол с белоснежной скатертью Иосифа Бакштейна, владелицу фонда Патрисию Сандретто и главу компании "Новатэк" Леонида Михельсона. В процессе ужина художница подожгла скатерть, но по ходу трапезы никто не пострадал.
"Мне кажется, Лена затронула важную тему: художник он кто - обслуга или поджигатель?", - прокомментировал перформанс Каждан.