Рейтинг@Mail.ru
Абанкина: упрощенные требования к детсадам позволяют снять их дефицит - РИА Новости, 27.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Абанкина: упрощенные требования к детсадам позволяют снять их дефицит

© Фото : ГУ-ВШЭДиректор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина
Читать ria.ru в
Дзен
Очереди в детсады – обычное явление последних двух десятилетий: в крупных городах детей туда записывают еще до рождения. О том, меняется ли ситуация, в интервью РИА Новости рассказала директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

Очереди в детсады – обычное явление последних двух десятилетий: в крупных городах детей туда записывают еще до рождения. О том, меняется ли ситуация, в интервью РИА Новости рассказала директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

- Ирина Всеволодовна, как сейчас меняется ситуация с детскими садами? Сокращаются ли очереди?

- В последние несколько лет ситуация начала улучшаться, но очень медленно. Ведь в 1990-е годы было закрыто огромное количество детских садов. Многие из них невозможно восстановить, так как они не соответствуют существующим правилам — это старые здания, где невозможно оборудовать кухню с нормальной вентиляцией, сделать отдельные спальни.

При этом доверие людей к дошкольным учреждениям резко возросло: спрос растет быстрее предложения. Практически все родители, даже неработающие женщины, пытаются отдать детей в садики. Некоторое время назад московское правительство предлагало выплачивать мамам, сидящим с детьми, пособие 7 тысяч рублей в месяц, чтобы сократить очереди, но вряд ли было бы много желающих этим воспользоваться.

- Что делается для того, чтобы открывать больше детских садов?

- Сейчас наконец-то стали смягчать требования к зданиям. Это следовало сделать давно — хотя бы потому, что типовая архитектура не походит для многих наших регионов. К примеру, она предполагает огромные окна, совершенно не подходящие для территорий с суровыми зимами. Директор детского сада в одном из сибирских регионов, куда мы приезжали проводить семинары, жаловалась — ей приходилось привлекать спонсоров для того, чтобы менять все окна в здании на более дорогие, но плотно закрывающиеся, теплые.

Недавно разрешили строить детские сады по традиционной архитектуре народов Севера. Их легко строить, можно переносить с места на место, и они соответствуют климатическим условиям. Подобные проекты распространены в Финляндии, оттуда их стали привозить и к нам.

Разрешили открывать детские сады на первых этажах зданий. Это очень важный шаг — в крупных городах непросто построить отдельное здание для садика. В результате в некоторых районах плотной застройки в Москве старые сады закрывали из-за несоответствия требованиям.

Кроме того, сейчас смягчили требования к питанию детей. В детских садах Якутии, к примеру, очень рады разрешению использовать при приготовлении пищи традиционные продукты — кумыс, оленину.

Все это, конечно, существенно облегчает открытие новых детских садов, так что их количество, наконец, начало увеличиваться.

- Однако спрос на детсады все равно опережает предложение. Может быть, пора внедрять какие-то новые формы дошкольного образования?

- Да. В ряде регионов есть очень интересные проекты, позволяющие создать условия для социализации детей, не строя большого количества новых садов там, где это затруднительно. Например, в Москве многодетные мамы имеют возможность поступить в штат детского сада в качестве педагогов и пройти курсы повышения квалификации. Детский сад, где они состоят в штате, выплачивает им сумму, которая тратится на питание ребенка, наличными, - они могут водить ребенка на все занятия в детский сад, а кормить его дома.
Таким образом, можно достичь сразу нескольких целей.

Во-первых, дети ходят на занятия, играют со сверстниками и нормально социализируются, при этом им не требуется места в спальне и в столовой.

Во-вторых, мамам, судя по отзывам, очень интересно получать дополнительное педагогическое образование, они чувствуют себя членами коллектива, принимают участие в работе детского сада — и при этом находятся рядом со своим ребенком. На мой взгляд, это очень интересная и перспективная форма.

Кроме того, сейчас большое развитие получили группы ограниченного пребывания при школах. С детьми там занимаются в первой половине дня, а потом они уходят домой. В школах в условиях снижения контингента свободные площади есть, оборудовать спальни и организовывать питание не требуется. Если мама не работает, это хороший вариант.

- А достаточно ли в современных детских садах квалифицированных кадров? Член Общественной палаты Ефим Рачевский не раз говорил, основываясь на данных исследований, что в дошкольном образовании работают преимущественно бывшие троечники…

- Сейчас требования к педагогам в детских садах резко повысились. Все воспитатели обязаны иметь первую или высшую квалификационную категорию, их стимулируют получать высшее образование. Они должны подтверждать свою квалификацию, проходя специальные тесты.

При этом, к сожалению, зарплаты в детских садах низкие, желающих работать мало, да и получить высшую категорию воспитатели со стажем зачастую не могут. В результате получается, что педагогов не хватает. Однако пока эту проблему нельзя назвать особенно острой.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала