Окончание. Начало смотрите в статьях "Тигры Суматры: цари джунглей против царя природы" и "Тигры Суматры: подарим царю джунглей надежду".
Ничуть не менее самых скромных по размерам из пяти сохранившихся сейчас на планете видов полосатых хищников, о которых рассказывалось в первых двух частях этой истории, интересен и тот гигантский остров, на котором они живут.
В краю вулканов, тигров и гигантских цветов
Суматра - шестой по величине на планете остров - протянулась на полторы тысячи километров из Северного полушария в Южное. Намного более крупный, но куда менее известный в России, чем его густонаселенная соседка Ява или - тем более! - совсем крошечный Бали, этот остров, как и его "коллеги", вулканического происхождения.
Через всю Суматру протянулся мощный горный хребет Букит-Барисан (что и переводится примерно как "Линия гор"), сложенный не менее чем сотней таких "огненных гор", около 15 из которых активны. Кстати, спящий вулкан в некотором смысле более опасен: за активными ведется пристальное наблюдение, а вот только что пробудившийся от мирной спячки на протяжении более чем четырех веков вулкан Синабун, например, который напомнил о себе мощным извержением, застал индонезийских вулканологов врасплох.
Большинство заповедников на Суматре (а они имеются в каждой из расположенных на этом острове восьми провинций, и порой более чем по одному на провинцию) расположены как раз в глухих и труднопроходимых отрогах хребта Букит-Барисан.
Вот так и Центр спасения тигров (ЦСТ) на юго-западной оконечности острова: попасть сюда можно лишь двумя путями: либо легким самолетом или вертолетом, либо - в спокойную погоду - по океану.
Да-да, на снимке справа именно спокойный океан, сколь бы странным это не показалось тому, кто видит его в первый раз.
Большие проблемы большого острова
Когда только выходишь из влажной и сумрачной римбы (как мы помним, так в Индонезии называют джунгли), пред взором предстает едва ли не идиллический пейзаж в виде "полей для гольфа", как их называют сотрудники ЦСТ. Трудно поверить, что эти гладкие поляны и невысокие холмы с короткой, как будто специально ровнехонько подстриженной травой, созданы без участия человека. А за ними - берущие разбег аж от самой Африки мощные волны Индийского океана, рядами накатывающиеся на песчаный берег.
Тому, кто не видел эти величественные валы в непогоду, трудно поверить, что они могут угрожать самому существованию этой юго-западной окраины Суматры. Тем не менее это так.
"Волны постепенно - и довольно быстро - размывают берег в районе анклава Тамблин, - рассказывают сотрудники ЦСТ, демонстрируя подготовленную ими схему. - Несколько метров тут, десятки метров там. И если не принять срочных мер по укреплению побережья, то под угрозой окажется и само существование выступающего в океан кончика Суматры".
А там придет и очередь берегов по обе стороны Зондского пролива между ней и соседней Явой.
Так что проблемы на Суматре не только у живущих здесь тигров, но и у самого гигантского острова. И даже у очаровательных природных "полей для гольфа".
Гиганты влажного тропического леса
Именно в силу их труднодоступности в заповедниках Суматры до сих пор сохранилось множество удивительнейших созданий природы. Наш путь лежит на самый юго-западный краешек острова - в провинцию Лампунг. А в соседней с ней провинции Бенкулу, где была поймана тигрица-людоед Мекар, о судьбе которой рассказывалось во второй части этой истории, основатель Сингапура сэр Стэмфорд Раффлз открыл самый большой цветок на земле - питающуюся насекомыми гигантскую раффлезию, которых она привлекает своим трупным запахом.
Поблизости от него может расти и самое большое соцветие на планете - вздымающий свой пестик на высоту выше человеческого роста аморфофаллус. Местные жители и его тоже зовут трупным цветком - из-за резкого неприятного запаха, напоминающего о разлагающемся мясе. Но такой запах совершенно необходим аморфофаллусу для размножения. Он приманивает насекомых, которые попадают в сложную систему ловушек и вынуждены собирать пыльцу с "мужских" цветков. "Женские" же цветки в это время закрыты. Но не пройдет и суток, внешняя оболочка станет гнить, "мужские" цветки закроются, "женские" откроются, и выбирающиеся на свободу насекомые волей-неволей опылят их.
Но если увидеть цветущий (в полном цвете он остается лишь пару часов) аморфофаллус не так-то просто, то вот растущие не вниз, а вверх дыхательные корни мангровых деревьев будут вам попадаться то и дело. Не менее интересны и опирающиеся на свои разросшиеся висячие корни гигантские фикусы-баньяны, и возносящие кроны над римбой на многометровую высоту диптерокарповые гиганты, и сплошь поросшие зеленью другие титаны влажного тропического леса.
Что кушает на завтрак крокодил?
Но еще более поразительно богатство суматранской фауны. "У нас водится все, кроме орангутанов", - рассказывает создавший и финансирующий ЦСТ крупный индонезийский предприниматель Томи Вината.
Для личного знакомства с "лесными людьми", как переводится на русский язык индонезийское orang hutan, лучше отправиться на север острова, а для того, чтобы увидеть их на воле, - вообще на соседний и еще больший по размерам Калимантан.
Слоны и носороги, а также сидящие на деревьях птицы-носороги (лишь один из почти ста видов птиц, которых можно увидеть в окрестностях ЦСТ), "медовые", они же "солнечные" медведи, выходящие ночью к дороге дикие тигры, сидящие на ветвях самые большие из гиббонов сиаманги и пробирающиеся в непроходимых мангровых зарослях макаки, обожающие воду дикие буйволы, несколько видов морских и наземных черепах…
Как-то раз близ ЦСТ освободили даже привезенного за сотни километров здоровенного крокодила. Не исключено, что он и теперь охотится на оленей и диких свиней в обширных плавнях по берегам впадающих здесь в океан рек.
"В Тамблине мы помогаем всем (животным) - не только тиграм. Охраняем кораллы, занимаемся морскими черепахами, птицами. Но, естественно, нашим талисманом стал тигр - потому что он интересен всем", - говорит Томи Вината.
Коттеджи в римбе
Скажу честно - Тамблин пока не готов к приему групп туристов на постоянной основе. Прежде всего потому, что не налажено транспортное сообщение - все-таки билет на специальный рейс легкого самолета или вертолета для подавляющего большинства посетителей слишком дорог. А такой же специальный рейс яхты ненамного дешевле.
Но планы открыть его для интересующихся природой туристов существуют. Для них уже даже построены вот такие домики - прямо в римбе.
И не надо удивляться тому, что в заповеднике разрешено строительство. В Индонезии их принято делить на несколько зон: собственно заповедник в нашем понимании, охраняемый лес, туристическая зона… Потому-то Тамблин и зовут анклавом, что он имеет особый статус туристического центра. Так что можно надеяться, что в не столь уж долгом времени там смогут побывать и другие гости из России.