Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости
Когда Андрей Вознесенский написал посвященное Людмиле Максаковой стихотворение "Дочь фараона", публика утвердилась во мнении, что ее отец, имя которого в семье держали под секретом, - не кто иной, как Иосиф Сталин. Генералиссимус действительно ценил творчество матери Людмилы, Марии Максаковой, певицы Большого театра. Однако родство Сталина и знаменитой "вахтанговки" - не более чем миф. Отец Людмилы Максаковой, 26 сентября празднующей 70-летие, - баритон Александр Волков, который эмигрировал в США и потому оказался за скобками семейной истории.
Между тем, в облике Людмилы Максаковой действительно всегда была царственность. Живи она в Европе, ее "королевскую" фактуру кинематограф использовал бы без устали. Такие черты лица вдохновляют художников и музыкантов - ее поклонником был Микаэл Таривердиев. Актриса, в отличие от многих своих младших коллег, абсолютно органично выглядит в исторических костюмах - будь то облачение Татарской принцессы Адельмы из "Принцессы Турандот" Гоцци в постановке Вахтанговского театра или платье Надежды Федоровны в фильме Иосифа Хейфица 1973 года "Плохой хороший человек".
Эти работы Максаковой, наряду с ролью в кинооперетте "Летучая мышь" 1979 года режиссера Яна Фрида, - пожалуй, самые известные. Она могла бы сыграть в кино много ярких ролей. Однако, выйдя замуж за немца из бывшего ФРГ, физика Петера Игенберга, оказалась "невыездной" и лишилась многих кинопредложений. Дело доходило до абсурда: театр им. Вахтангова, где Максакова работала с момента окончания Театрального училища им. Щукина, ехал на гастроли в Грецию... без нее, ведущей актрисы! К счастью, справедливость восстановил тогдашний министр культуры Демичев: он включил Максакову в гастрольный список.
Максакову можно назвать прекрасным лицом Вахтанговского театра. Ей внутренне близок тот праздничный гротесковый настрой, та театральная феерия и животворное импровизационное начало, которые изначально определяли жизнь знаменитой труппы. Основатель театра Евгений Вахтангов называл сценическое искусство "праздником". Его последователи, Рубен Симонов и его сын Евгений, а затем Михаил Ульянов держали тот же курс. Визитной карточкой коллектива долго была "Принцесса Турандот", которая неизменно открывала каждый театральный сезон. Поставленный в 1922 году самим Вахтанговым, спектакль был в 1963 году реанимирован Рубеном Симоновым. Как играла в нем Максакова - Адельма, а также Юлия Борисова - Турандот, Василий Лановой - принц Калаф, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Николай Гриценко (триумвират, воплощавший традиционные маски commedia del arte), сегодня можно судить по телеверсии 1971 года. В этом ироническом, карнавальном по духу спектакле основному сюжету аккомпанировали импровизации актеров, уморительные шутки и розыгрыши, комментировавшие современность. В такой живой стихийной оправе, напоминавшей талантливый капустник, классика заиграла особенно ярко и свежо.
Людмиле Максаковой всегда удавались характерные роли. Такой была и ее очаровательно-противоречивая Надежда Федоровна в фильме по "Дуэли" Чехова - "Плохой хороший человек". Эта психологическая лента о противостоянии фанатично-принципиального фон Корена и поначалу малодушного Лаевского раскрыла новые грани таланта Владимира Высоцкого, Олега Даля, Анатолия Папанова. В финале картины Надежда Федоровна - уже не праздная роковая красавица, а зрелая женщина с принципами. Не только актерский дар, но и глубокий интеллект позволил Максаковой сделать эту метаморфозу психологически убедительной.
Между тем, в начале карьеры Людмила Максакова была не уверена в себе в профессиональном смысле. Поддержку начинающей актрисе оказали Евгений и Рубен Симоновы. В 1961 году она сыграла Лауру в "Маленьких трагедиях" Пушкина. А на следующий год была цыганкой Машей в "Живом трупе" Льва Толстого. В 1960-1970-е Максакова уже играла на сцене Ольгу Книппер-Чехову, Николь ("Мещанин во дворянстве" Мольера), Марию в "Конармии" Бабеля, Мамаеву ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), леди Анну в "Ричарде III" Шекспира, Жорж Санд, герцогиню Мальборо, Анну Каренину у Романа Виктюка в 1983 году.
Ее героини - волевые и изменчивые, загадочные и цельные, гордые и любящие. С чертовщинкой во взгляде и властным обаянием.
Кого бы Максакова ни играла, героиня в ее трактовке всегда была "personnalite" - личность, яркая индивидуальность. Такова и ее Графиня в "Пиковой даме" Пушкина, поставленной в 1996 году Петром Фоменко. Сродни ей - Анна Андреевна из "Ревизора" и Маман из "Дяди Вани" в постановке Римаса Туминаса, нынешнего главы Вахтанговского театра, Аркадина в "Чайке" и Раневская в "Вишневом саде". Актриса любит эти возрастные роли, в которых можно передать разнообразный душевный опыт.
Картину Юрия Грымова "Муму" 1998 года по рассказу Тургенева ругали за "рекламный" стиль (Грымов до этого делал хорошие рекламные ролики) и за "шоковый" эпатаж. Тем не менее, самодурствующая Барыня сыграна Людмилой Максаковой безупречно. Как всегда, характер у нее вышел магнетический. Эта роль отчасти напоминает другую - мисс Брент в триллере "Десять негритят" 1987 года по роману Агаты Кристи. Говорухин, снявший этот качественный триллер, дал Максаковой роль избалованной старой девы, которая мнит себя воплощенной добродетелью.
Актриса вполне могла стать музыкантом: она училась в Центральной музыкальной школе для особо одаренных детей по классу виолончели. Однако изматывающие музыкальные штудии отступили на второй план, как только в юности Максакова открыла для себя французское кино. И сразу выбрала артистическую карьеру. А вот дочь Людмилы пошла по стопам бабушки. Мария Максакова-младшая поет в московской "Геликон-опере".
Людмиле Максаковой вполне можно сказать так, как Михаил Ульянов отозвался о ее старшей коллеге по сцене Юлии Борисовой: "Она не звезда Вахтанговского театра, она его великая планета".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции