Рейтинг@Mail.ru
День машиностроителя. Справка - РИА Новости, 23.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День машиностроителя. Справка

Читать ria.ru в

26 сентября 2010 года в России отмечается День машиностроителя.

День машиностроителя, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом президиума Верховного Совета СССР от 01.10.80 N 3018-Х "О праздничных и памятных днях".

Машиностроительный комплекс – базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

Возникновение машиностроения как отрасли промышленности относится к XVIII веку. Быстро развиваться оно стало в XIX веке, сначала в Великобритании и некоторых других странах Западной Европы, а затем в США. В России первые машиностроительные заводы построены в XVIII веке.

Машиностроение в России до революции было слабо развито и зависело от иностранного капитала, что объяснялось общей экономической отсталостью страны. За годы Советской власти машиностроение получило значительное развитие, что обеспечило создание крупного современного производственного аппарата во всех отраслях промышленности и высокую степень обороноспособности страны.

В 1990-х гг. положение машиностроения было достаточно тяжелым. Сформированный в прошлом производственный уклад опирался только на собственные силы. Машиностроение было ориентировано, в основном, на нужды оборонной промышленности, а также жизнеобеспечивающих инфраструктурных отраслей – топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, железнодорожного транспорта. Многие предприятия дублировали друг друга, не конкурируя между собой. Многократное снижение оборонного заказа и столь же многократное снижение заказов машиностроителям со стороны "естественных" монополий предопределили нехватку денежных средств у предприятий, консервацию или перепрофилирование части мощностей, а, главное, общее падение производства.

Более 10 лет (с начала 1990-х гг.) не вкладывались значимые средства и в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались. Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.

Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х гг., когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности: "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг." и др. Данные программы непосредственно ориентированы на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

По данным Росстата на 2008 г., число предприятий и организаций, занятых производством машин и оборудования, - 54 894. На них работают более 1,1 млн человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала