Рейтинг@Mail.ru
Титан «большого кино» Сергей Бондарчук - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Титан «большого кино» Сергей Бондарчук

Читать ria.ru в
Дзен
Когда Сергей Бондарчук, со дня рождения которого 25 сентября исполняется 90 лет, только начал режиссерский путь в конце 1950-х – с «Судьбы человека» по рассказу Шолохова, ему уже тогда явно завидовали.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Когда Сергей Бондарчук, со дня рождения которого 25 сентября исполняется 90 лет, только начал режиссерский путь в конце 1950-х – с «Судьбы человека» по рассказу Шолохова, ему уже тогда явно завидовали. Он с 1952 года был народным артистом СССР: Сталину понравилось его исполнение роли поэта Тараса Шевченко в одноименном фильме, и Бондарчук, прыжком преодолев ступеньки карьерной кинолестницы, очутился на артистическом верху – в 32 года.

«Комплимент» Генералиссимуса режиссеру потом не простят. Как не простят и признание, которого Бондарчук добился в мире благодаря масштабным кинополотнам «Война и мир» (1968) и «Ватерлоо» (1970), показанным более чем в ста странах. В мае 1986г на V съезде кинематографистов Сергей Бондарчук был забаллотирован на выборах секретариата и покинул руководство Союза кинематографистов СССР. Коллеги терзали советского кинотитана за все успехи и награды Советской власти (Ленинскую премию, звание Героя соцтруда), напрочь забывая обо всех объективных достижениях режиссера.

Киноэпопея «Война и мир», снятая к 140-летию со дня рождения Льва Толстого, получившая «Оскар», «Золотой глобус», гран-при Московского кинофестиваля и другие награды, заработала в прокате СССР рекордные 58 млн рублей (бюджет ленты был перекрыт более чем втрое).

Режиссер уловил ритм и настрой великого романа, нашел точные киновоплощения для героев Толстого. В сравнении с «Войной и миром» Бондарчука более ранняя, 1956 года, голливудская киноверсия толстовского произведения выглядела как банальная love story, приправленная псевдорусской клюквой. Да и актеры – Одри Хепберн, Генри Фонда и Мел Феррер – при всем своем таланте играли довольно поверхностно и не создавали ансамбля.

Бондарчук, в противовес Видору, овладел почти всем калейдоскопом толстовских тем. Среди них были война, любовь, душевные искания, человек в вихре истории, «мысль народная» – русская душа, «мысль семейная», поиски истины и прозрения человека на смертном одре. Все актеры, начиная с Людмилы Савельевой в роли Наташи Ростовой, Вячеслава Тихонова (князя Андрея), самого Сергея Бондарчука (Пьера Безухова) и заканчивая исполнителями эпизодических ролей, вложили в работу всю душу. И вдохновлял их не только сам знаменитый роман, но, несомненно, и режиссер.

Бондарчук работал над лентой 7 лет, задействовал 120 тыс человек массовки (и киноэпопея попала в Книгу рекордов Гиннеса), чуть не сжег Москву, снимая пожар 1812 года, и чуть не погиб от внезапной остановки сердца.

Но в конце концов сделал кино, на которое до сих пор равняются режиссеры-баталисты и авторы психологических фильмов. Камера в картине вытворяла чудеса, удивляя то длинными планами без единой склейки (сейчас так работает Сокуров), то, снимая с высоты птичьего полета, то, выхватывая передний план и намеренно смазывая задний – в сцене первого бала Наташи, то замедляя свое движение, когда юная Ростова улыбалась. Применяли даже ручную камеру, чтобы показать, как мир «расплывается» в глазах пьяных гусаров – Долохова с приятелями и участвовавшего в попойке Пьера.

Бондарчук стал таким же киноклассиком, как Эйзенштейн, который благодаря «Броненосцу Потемкину» вошел в мировые киносвятцы. Так что, когда итальянский продюсер Дино де Лаурентис предложил Бондарчуку снять фильм о битве 1815 года при Ватерлоо, в картине с удовольствием стали сниматься известные западные звезды: Род Стайгер (роль Наполеона), Орсон Уэллс и Франко Неро.
Лента «Они сражались за родину» 1975 года была более камерной, чем предыдущие блокбастеры Бондарчука. К 30-летию Победы от режиссера требовали помпезного фильма с рабочим названием «Битва за Кавказ». Он же, бывший фронтовик, сделал ставку на произведение Шолохова – лиричное и человечное. Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин, Георгий Бурков перевоплотились в рядовых тружеников войны, которые перед лицом смерти испытывают естественное чувство страха и вспоминают мирные времена и своих близких. Лента получила Государственную премию.

Когда Бондарчук только начал учиться у Сергея Герасимова, киномэтр, прослушав его исполнение гоголевского отрывка про птицу-тройку, воскликнул: «Чему я тебя буду учить? Ты же готовый артист!».

Сергей Бондарчук сыграл Андрея Соколова в «Судьбе человека», шекспировского Отелло у Сергея Юткевича в 1955-м, доктора Астрова в чеховском «Дяде Ване» Кончаловского в 1970-м, Дымова в «Попрыгунье», Бориса Годунова, отца Сергия. Все это трагико-драматические роли. Между тем, однокашники Бондарчука по учебе у Герасимова (давшего своему ученику в 1948 году первую роль – директора шахты Валько в «Молодой гвардии») не раз рассказывали о комическом таланте «кинобогатыря», увы, не востребованном в кино.

Когда Бондарчук играл в пору учебы во ВГИКе спектакль по «Запискам сумасшедшего» Гоголя, его учителя и сокурсники умирали со смеху: Сергей притащил для представления стол, на котором то скакал, то спал, то залезал под него, то страстно обнимал.

У него была идеальная пластика – каучуковая. О такой мечтает любой артист.

Сегодня мало вспоминают бондарчуковскую «Степь» 1978 года по Чехову. Между тем, это одна из самых поэтичных его картин, чистая лирика. Сам сюжет – поездка мальчика Егорушки из родительского дома к месту учебы – позволял показать безбрежную цветущую степь и передать путевые впечатления ребенка, который все вокруг воспринимает как чудо. Жена Бондарчука Ирина Скобцева, которую он почти всегда снимал в своих картинах (в чем его не преминули упрекнуть в годы травли), рассказывала, что, снимая «Степь», режиссер мысленно возвращался в юность. Уроженец Украины, он вспоминал родное село, серебряное море степного ковыля и свежий запах арбузов.
Завидуют Бондарчуку и сегодня. Режиссеров, подобных ему, у нас сейчас, увы, нет.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала