МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Арктический форум, на котором ученые, помимо прочего, обсуждали сохранение хрупкого животного мира "шапки Земли", стал центральным событием уходящей недели. Незамеченными также не прошли три "зеленых" праздника - День без автомобиля, День моря и День экологического строительства, а также очередная оригинальная акция протеста активистов экологической организации Гринпис на буровом судне.
Арктическая экология
На Международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога", который проходил в Москве в среду и четверг, Крайний Север обсуждался в разных плоскостях: политической, экономической, географической и, не в последнюю очередь, экологической. Изменение климата и освоение человеком "верхушки мира" ставят под угрозу хрупкую северную экосистему, считают эксперты.
Как заявил на форуме вице-президент Всемирного фонда дикой природы (WWF) Билл Эйхбаум, растущая востребованность природных ресурсов в Арктике должна привести к более тесному сотрудничеству стран арктического региона, которые несут ответственность за окружающую среду океанов. Он отметил, в частности, необходимость перехода к экосистемному менеджменту и экологическим стандартам для видов деятельности, развивающихся в Арктике.
Кроме того, Минприроды РФ в преддверии форума объявило о планах по созданию в Арктике в дополнение к существующим особо охраняемым природным территориям новых национальных парков и заповедников. Это будут природный заповедник "Медвежьи острова" на архипелаге Медвежьи острова в Якутии, национальный парк "Центрально-Чукотский" в Чукотском автономном округе, особо охраняемые морские зоны "Кандалакшский" и "Таймырский", а также национальный парк "Берингия". Сейчас в российской Арктике уже существуют девять заповедников, один национальный парк и два федеральных заказника.
День без автомобиля
В среду в России традиционным велопробегом уже третий год подряд отмечался День без автомобиля. В этом году впервые велопробеги, организованные сторонниками Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местными властями, прошли не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите и десятках других городов.
Москва третий год участвует в акции, однако обойтись без машины в российской столице пока непросто: велосипедных дорожек нет, а общественный транспорт переполнен и по комфортности все еще оставляет желать лучшего. Поэтому, несмотря на то, что городские власти обещают строить стоянки для велосипедов и развивать сеть велодорожек, а также снижают тарифы на проезд в общественном транспорте и даже собственным примером призывают автолюбителей пересесть на метро, большинство москвичей предпочитают все же стоять в пробках.
Но экологи считают, что главное - это хотя бы раз попробовать отказаться от машины.
"Мы хотим, чтобы экологичных авто в городе становилось как можно больше, а общественный транспорт по удобству приближался к личному автомобилю. День без машин - это повод для продвижения таких идей и эксперимента для каждого. Мы хотим, чтобы в этот день убежденный автомобилист попробовал проехать на метро хоть один день в году или взять к себе в автомобиль попутчиков", - сказал руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников.
День моря
Второй праздник недели - это Всемирный день моря, который отмечается в 2010 году, по решению ООН, 20-24 сентября. Как заявил заведующий кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Александр Кислов на пресс-конференции в РИА Новости во вторник, уровень мирового океана поднимется к концу 21 века примерно на полметра из-за изменения климата.
При этом, по словам Кислова, климатические изменения уровня океана происходят по двум причинам: во-первых, за счет потепления изменяется плотность океана, то есть нагретые слои воды расширяются, а во-вторых, быстрое таяние ледников на континентах приводит к увеличению стока рек.
Между тем, по данным WWF России, за последние 100 лет уровень океана повысился на 10-20 сантиметров. Столь быстрые темпы роста - 1-2 миллиметра в год - на порядок превышают скорость изменений, наблюдавшихся в течение последних 3 тысяч лет. Экологи подтверждают, что главными причинами этого явления стали повышение температуры поверхности моря, таяние морских и прибрежных ледников. Научные данные свидетельствуют, что за последние 100 лет 70% песчаных береговых линий на планете отступили вглубь наземной территории.
День экологического строительства
Третьим экологическим праздником недели стал Всемирный день экологического строительства, который отмечался в четверг. По этому поводу заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Игорь Майданов объявил о начале применения в России системы добровольной сертификации объектов недвижимости "Зеленые стандарты".
По словам Майданова, энергопотребление на сертифицированных объектах недвижимости снижается в среднем на 25%, водопользование - на 30%, что, соответственно, приводит к уменьшению затрат на коммунальные услуги. Использование "зеленых стандартов" в строительстве существенно повышает конкурентоспособность проекта.
Основная цель добровольной экологической сертификации - стимулирование производителей и строителей к использованию экологически чистых материалов и внедрению технологий, которые уменьшают негативное воздействие на окружающую среду, снижают потребление энергоресурсов и воды и в целом создают оптимальные условия безопасной эксплуатации объектов строительства, отмечает Минприроды.
Гринпис против нефтедобытчиков
Активисты Гринпис во вторник высадились на буровое судно компании Chevron у Шетландских островов, что у северного побережья Шотландии, чтобы предотвратить добычу нефти в регионе. Это уже вторая громкая акция экологов - в начале сентября они высадились на буровую платформу компании Cairn Energy, на двое суток приостановив своими действиями геологоразведочные работы в море Баффина у берегов Гренландии.
Акция началась утром, когда появились признаки того, что буровое судно собирается отходить. Активисты забрались на огромные якорные цепи 228-метрового бурового судна, развернули на них надувной спасательный плот и таким образом препятствуют выходу судна к месту бурения. По данным экологов, судно намеревалось провести бурение в 200 километрах к северу от Шетландских островов на глубине 500 метров.
"Мы видели, что случилось в Мексиканском заливе несколько месяцев назад. Крупнейшая в мире утечка нефти является прямым следствием безответственного глубоководного бурения. Настало время подумать не только о нефти и прекратить игру с окружающим миром и климатом", - говорится в петиции экологической организации.