Экономические форумы вообще-то мало интересуют культурную общественность. Образ сонного клерка, уныло зачитывающего с кафедры избранное из своего гроссбуха, повергнет в тоску любого ценителя прекрасного. Представления об экономике что у мастеров культуры, что у их поклонников как правило довольно дикие и обращаются вокруг немногочисленных гравитационных центров: «грант», «субсидии», «распил» и т. д. Удивительно, но это так – несмотря на то, что самое важное и интересное в культуре происходит как раз вне этих категорий. С этой точки зрения Пермский экономический форум уникален уже тем, что его участники на простом человеческом языке попытались объяснить друг другу, зачем культура нужна экономике. И наоборот.
Если судить по новостям, главное событие форума – презентация промышленной новинки, нанотехнологического нефтяного насоса. Окрыленный всеобщим вниманием глава «Роснано» Анатолий Чубайс даже попенял интеллектуалам, дескать, те сейчас сильно отстали от политических элит в плане модернизации. Чтобы сократить дистанцию, организаторы форума предложили отстающим целый пасьянс любопытных дискуссий, представивших знания, арт, власть и деньги как единую систему. И вот этот синтетический образ, который, похоже, в этот раз был серьезно воспринят публикой, может в итоге оказаться поважнее любого насоса.
Почему? Потому что сырьевая экономика не вечна. Даже не так: она уже начинает дышать на ладан. Это слова одного из докладчиков форума, руководителя Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН Александра Рубцова.
Другими словами, нефть, газ, руды и что там мы еще добываем из недр – скоро иссякнут, и пересохший источник валюты нужно будет чем-то заменить. Хорошо бы подумать об этом уже сейчас, а не в последний момент, успеть переориентироваться на культуру и науку.
Это, понятно, не бог весть какое открытие, о «соскакивании с сырьевой иглы» говорится, кажется, с того самого момента, когда за границу был отправлен первый нефтяной баррель. Но сделано пока что, мягко говоря, недостаточно. Если говорить о науке, то «Сколково», при всем моем уважении, пока только лишь грандиозный и очень дорогой проект. А культура? С культурой, как сказал бы Владимир Сорокин, «трудненько».
Очень не хочется вливаться с хор критиков мэра, внезапно обнаруживших, что у них под носом в строительный мусор превратили половину исторических домов столицы. Впрочем, оправдывать московское правительство тоже нет желания. Нужно просто отметить факт: Москва потихоньку превращается в собственную китайскую копию, «идентичную натуральной». Причем часто разрушение старинной архитектуры происходит под предлогом того, что у города нет денег на ее реставрацию и содержание. В одной из недавних полемических передач на эту тему коллега Ситтель гневно вопрошала ответственных чиновников: как это у города с многомиллиардным бюджетом нет денег на собственные памятники? Ответственные чиновники виновато улыбались и пожимали плечами. Поэтому совершенно адекватно звучат голоса иностранцев, которые Москве предпочитают гораздо более запущенные города Золотого кольца или тот же Санкт-Петербург. Даже в полуосыпавшемся состоянии подлинники смотрятся убедительнее, чем нарядный новодел.
Еще раз – я это не к тому, чтобы критиковать столичное градостроительство, с ним и так все ясно. Дело скорее в том, что даже в хорошие времена в столице не находятся деньги на самое главное. Что же говорить о том времени, когда сырьевые деньги кончатся?
А то, что мы, москвичи, не успеем ахнуть, как обнаружим, что мы уже не столичные жители, а дремучие провинциалы. А столицей – официальным или неофициальным порядком – будет объявлена Пермь. Или Нижний Новгород. Или Казань. Уже сейчас Пермь, в обход всех правил, претендует на звание культурной столицы Европы, и премьер поддерживает пермяков. Я внимательно слежу за подготовкой финского Турку к мероприятиям в рамках проекта «Кульурная столица-2011» году и, надо сказать, вижу сходство с тем, что происходит в Перми. Притом, что у Финляндии, официально лучшей страны этой планеты, просто нет другого выхода, чем разыгрывать культурную карту: нефти у них нет.
Старая пермская интеллигенция ворчит на москвичей: охмурили начальство, удобно расположились, и ну наводить свои порядки. Никто из них не думал, что в Москве сейчас тоже не сахар. Некоторые культуртрегеры признаются, что просто сбежали из косной и неповоротливой столицы на Урал. И привезли они, в общем, не какую-то особую «московскую» модель, а общеевропейское, глобальное видение, которое к тому же явно корректируется по ходу.
Думаю, что в конечном счете все помирятся, пермяки примут глобализацию, приезжие с большим вниманием отнесутся к местному культурному слою. Пикирование Гельмана с Ивановым станет литературным анекдотом («Об Гельмана! Вот черт, опять об Иванова! Снова об Гельмана!») – тем более, что информационную войну Гельман уже выиграл. Потому что пермский проект сейчас нужен всем – пермякам, москвичам, режиссерам, художникам, экономистам. Как сказал еще один участник пермского форума, журналист и медиаменеджер Иван Засурский, «Культура в долгосрочном плане определяет развитие экономики, а в Перми тестируется новая стратегия культурной политики».
Я смотрю на своих знакомых, москвичей и петербуржцев, художников и журналистов, опытных и молодых: Пермь интересует всех. Пермь как высокотехнологичный нанонасос втягивает в себя культурную публику.
Многие возвращаются довольные, кто-то даже остается. И дело не только в том, что в Перми появились деньги. Понятно, что без денег ничего не будет, но вот в Москве есть деньги, много – и все ругаются на Москву, мечтают уехать, уезжают. Просто в Перми действительно становится интересно. Думается, что и заработать на этом тоже рано или поздно получится, а до той поры будет хотя бы не скучно. «Быстро сделать жизнь богатой – трудно. Но сделать жизнь интересной можно довольно быстро» – это слова Александра Мамута, тоже произнесенные на пермском форуме.
До сих пор мы развлекали, учили и окультуривали себя сами. Теперь, кажется, у нас появилась еще одна хорошая компания. Может быть, даже не одна.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции