МОСКВА, 24 сен - РИА Новости. Декабрьский саммит ОБСЕ в Астане может стать началом нового этапа в жизни этой представительной организации, считают эксперты, принявшие участие в круглом столе в РИА Новости на тему «От Хельсинки к Астане». И дело не только в масштабах предстоящей встречи, в которой примут участие более пяти тысяч VIP-персон, представляющих 56 государств-членов ОБСЕ и все наиболее влиятельные международные организации. За 35 лет после утверждения Хельсинского заключительного акта и 20 лет спустя принятия «Парижской хартии для новой Европы», расставившей новые акценты после окончания «холодной войны», мир опять стремительно меняется, заставляя политиков вновь проектировать оптимальную архитектуру европейской и мировой безопасности. Причем речь идет не только о возможности открытой дискуссии на самом высоком уровне. Евразийское сообщество нуждается в новом всеобъемлющем документе, сопоставимом по значению с Хельсинским Актом и Парижской хартией, полагают эксперты. Что же должна представлять из себя Астанинская хартия и какие пункты включать?
Директор департамента ОБСЕ МИД Казахстана Сержан Абдыкаримов предположил, что Астанинский саммит не будет саммитом готовых решений, он просто даст новый старт организации. И уже затем начнется процесс адаптации ОБСЕ к новым условиям. С этим мнением согласился заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Он считает, что простое подтверждение участниками саммита поддержки принципов Хельсинки мало что даст Организации. На практике мы наблюдаем многочисленные отступления от этих принципов - и в геополитическом пространстве, связанные с возникновением новых государств и изменением границ, и в военной сфере в связи с расширением НАТО и распадом Организации Варшавского договора, и в других зонах ответственности организации – «корзинах» (у ОБСЕ три так называемые «корзины» - безопасность, экономика и экология, гуманитарное измерение). С учетом длительного периода стагнации ОБСЕ сейчас необходимо практически заново воссоздавать эти «корзины». Причем на принципах уже современных, модернизированных, адаптированных к новым реалиям. А, значит, именно саммит должен заложить основу для такого плодотворного процесса.
«Всем нам нужен успешный саммит, и все это понимают. Учитывая то, что за последние семь лет совету министров иностранных дел ОБСЕ не удалось принять политическую декларацию (ежегодный итоговый политический документ встречи), успех саммита будет зависеть от достижения консенсуса по итоговому документу», - подчеркнул Сержан Абдыкаримов.
Дипломат отметил, что может быть принято несколько документов, в частности, помимо всеобъемлющей декларации, могут появиться и документы об обновлении содержания корзин, касающиеся непосредственно ОБСЕ.
«Саммиты ОБСЕ не проводятся ежегодно, со времени предыдущего прошло 11 лет, а потому и вопросы, обсуждаемые на них должны быть не сиюминутными, а на выполнение решений, принятых саммитом, тоже потребуется достаточно времени», - подчеркивает директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов. При этом, считает Солозобов, есть надежда на разрешение текущих проблем.
Между тем, как указал старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан Раушан Серик, с подачи Казахстана уже начался пересмотр содержания трех «корзин». Если раньше основное внимание ОБСЕ уделяло наблюдению за процессами демократизации в восточноевропейских государствах, причем, происходило это априори с позиции декларирования ущербности демократической системы постсоветских стран, то председательство Казахстана позволило усилить традиционные «корзины» деятельности организации – вопросы безопасности, экономическое и экологическое досье, начать равноправный диалог всех членов организации.
«Сегодня мы можем сказать, что председательство Казахстана является успешным. Об этом говорит тот факт, что атмосфера в Евроатлантике, которая покрывает пространство ОБСЕ, изменилась к лучшему. Благодаря Казахстану в ОБСЕ начинается преодоление блоковой логики и блокового мышления, зарождается философия равноправия, без которой невозможно настоящее сотрудничество», - констатирует директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Владимир Воронков. По мнению российского дипломата, в основу Астанинской хартии могла бы лечь идея, высказанная президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым о создании единой евроатлантического и евроазиатской системы безопасности.
«Для того, чтобы предметно говорить о неделимом пространстве безопасности с учетом существования НАТО, ОДКБ и других международных организаций, нужно, чтобы все эти структуры работали скоординировано. Этот пункт должен найти отражение в итоговом документе саммита ОБСЕ», - отметил российский дипломат.
Старший научный сотрудник Центра аналитического мониторинга МГИМО МИД РФ Леонид Гусев в этой связи подчеркнул важность евразийского фактора в политике Казахстана. «Инициатива Казахстана по созданию «азиатской ОБСЕ» - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), предстоящее председательствование в Организации Исламская конференция (ОИК) позволяет не только вырабатывать конкретные меры по безопасности и сотрудничеству, расширять ареал деятельности ОБСЕ, но и находить совершенно новые подходы к решению межнациональных и межконфессиональных конфликтов», - сказал Гусев.
«Уже сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ говорит, что инструментарий международной политики радикально меняется. Перед лицом общих вызовов идеологические предрассудки, деление на «своих» и «чужих», на неисламские и мусульманские страны, то есть концепция столкновения цивилизаций отходит в прошлое и приходит совсем другое понимание, другие приоритеты», - говорит Юрий Солозобов. По его словам, идеологию, проповедуемую Казахстаном, можно назвать «философией равноправия», и она уже принесла свои плоды.
«Казахстан уже многое сделал для адаптации ОБСЕ к новым условиям», - соглашается эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М.В.Ломоносова Юлия Якушева. «Уже более равномерно распределены задачи организации по трем «корзинам», упрощена структура ОБСЕ, стали налаживаться отношения «старой Европы» с постсоветскими государствами, а на самом постсоветском пространстве многое сделано для улаживания затяжных конфликтов. Наконец, именно во время председательствования Казахстана выработан новый подход к решению афганской проблемы. В то же время это - только первые шаги, Казахстан формирует тренды, которые потом будут продолжены последующими председателями в организации. Это и будет реальной «перезагрузкой» ОБСЕ», - полагает Якушева.