Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Утвержденный на заседании правительства 23 сентября бюджет на 2011-2013 годы трудно назвать посткризисным. Основными расходными статьями станут «оборонка» и «социалка», а затраты на диверсификацию экономики составят в среднем около 6% расходов.
Трехлетний бюджет верстался исходя из так называемого консервативного сценария, по которому цена российской нефти Urals в ближайшие три года будет колебаться в пределах $75-79 за баррель (оптимистичный предполагает цену до $90), а спрос на первичные энергоресурсы в ближайшие пять лет будет прирастать примерно на 2,5% в год. Учитывая, что недавно бюджет составлялся исходя из прогнозов цены нефти порядка $40 за баррель, нынешнюю конъюнктуру неблагоприятной не назовешь. Тем не менее, к главной проблеме последних двух лет (сохранить социальную стабильность) добавилась еще одна: надо сократить бюджетный дефицит, который в 2011-2013 гг. будет составлять примерно 1,7-1,8 трлн рублей.
Напомним: доходы бюджета в 2011 году составят 8,845 трлн рублей, расходы – 10,659 трлн руб., в 2012-м доходы и расходы возрастут соответственно до 9,503 трлн руб. и 11,238 трлн руб., в 2013 году эти показатели составят 10,379 трлн руб. и 12,176 трлн рублей.
Бюджетная дыра стала следствием высоких социальных обязательств, роста расходов на оборонку, снижения налоговой нагрузки в предыдущие годы и удорожания импорта в этом году. Расходы на «социалку» в следующем году с учетом инфляции будут несколько ниже, чем в предыдущем. Тем не менее, это направление остается одним из приоритетных – на него будет выделено более 3 трлн руб. Эти средства пойдут, в частности, на увеличение пенсий – к концу следующего года средний размер пенсии вырастет на 660 руб. – до 8,5 тыс. руб., с 1 января 2011 детские пособия будут проиндексированы до 11,7 тыс. руб., размер материнского капитала увеличится до 365,7 тыс. руб.
Вторым бенефициаром трехлетнего бюджета станут силовики – расходы на национальную безопасность в течение трех лет будут неуклонно расти. В ближайшие три года на 240 млрд руб. вырастут бюджетные расходы на национальную оборону. Кроме того, на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое провел президент РФ Дмитрий Медведев, было озвучено решение в ближайшие 10 лет увеличить расходы по госпрограмме вооружений с 13 трлн руб. до 22-22,5 трлн руб.
Образовавшийся бюджетный дефицит планируется покрывать за счет средств Резервного фонда, внутренних заимствований (в результате госдолг по расчетам к 2013 году достигнет 17,4% ВВП) и приватизации госимущества. На последнюю возлагаются особые надежды: доходы от продажи госактивов в ближайшие пять лет могут составлять до $10 млрд в год, что позволит ежегодно покрывать 16-17% бюджетного дефицита. Правда, многие экономисты сомневаются, пойдет ли новая приватизация на пользу российской экономике.
Есть опасения, что новая приватизация станет повторением печально известных залоговых аукционов 90-х, когда избранные игроки покупали госсобственность за государственные же деньги. Ведь в разгар кризиса правительство не жалело средств на поддержку финансового сектора.
Наконец, традиционным источником пополнения является повышение тарифов и акцизов. Высокий рост тарифов справедливо считается одним из факторов, способствующих разгону инфляции и замедлению экономического развития. В этом году правительство пообещало жестко сдерживать рост тарифов, но под формулировкой «жестко сдерживать» подразумевается, что тарифы в ближайшие будут расти чуть медленнее, чем в нынешнем.
Несмотря на заверения властей о том, что одним из приоритетов бюджета станет экономическое развитие страны и диверсификация экономики, именно экономика принесена в жертву «социалке» и «оборонке». Распределение средств, в частности, значительные инвестиции в топливно-энергетический комплекс, вполне явно свидетельствуют не о модернизации, а о консервации ныне действующей экономической модели. Согласно пресс-релизу Минфина, на стимулирование диверсификации и поддержку производственных отраслей пойдет около 5,5-6,7% расходной части бюджета. Между тем «поддержка» и «диверсификация» – вещи разные. Как показал опыт антикризисных мер, поддержка играла не экономическую, а социальную функцию, зачастую сводилась к поддержанию на плаву неэффективных производств. Правда, власти обещают, что по мере минимизации последствий кризиса, расходы на поддержку будут снижаться в пользу модернизационных программ.
Одним из ключевых факторов, препятствующих экономическому развитию страны, являются инфраструктурные ограничения, в частности, неразвитость транспортной сети.
Кризис представил шанс разобраться с этой проблемой: многие эксперты отмечали, что одной из эффективнейших антикризисных мер была бы масштабная реализация инфраструктурных проектов. Это и способ занять людей, оставшихся без работы, и вложение государственных средств без риска разогнать инфляцию, и задел на будущее. Вместо этого «государство было вынуждено сократить расходы на модернизацию транспортной структуры и в связи с жесткими бюджетными ограничениями такая ситуация сохранится до 2012 года», – говорится в пресс-релизе Минфина. В 2011-2013 гг. расходы федерального бюджета на развитие транспортной инфраструктуры составят в среднем 3,7-4,7% бюджетных расходов или 0,8-0,9% ВВП.
Сохранение действующей экономической модели делает страну слишком зависимой от конъюнктуры, которая, вопреки заявлениям российских и международных чиновников, остается неопределенной. Неблагоприятные тенденции внутри страны прослеживаются уже сейчас – это и замедление роста ВВП – в МЭР не исключают, что в 2011 году показатель будет ниже на 1-1,5% прогнозируемого. Прогнозируемое некоторыми экспертами ухудшение внешнеторгового баланса, быстрый рост тарифов, увеличение социальных выплат, и инфляционные ожидания уже в этом году могут разогнать инфляцию до 9%, а по некоторым оценкам, и до двузначных цифр, что в свою очередь станет дополнительным тормозом для экономического развития.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции