Рейтинг@Mail.ru
Москва поддержала санкции против Ирана, реакции Тегерана пока нет - РИА Новости, 23.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва поддержала санкции против Ирана, реакции Тегерана пока нет

Читать ria.ru в
Дзен
Россия в среду отказалась от поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 и другой военной техники. Эксперты называют этот шаг предсказуемым и объясняют: Москва поддержала санкционную резолюцию, за которую сама же голосовала в Совбезе ООН.

МОСКВА, 23 сен - РИА Новости. Россия в среду отказалась от поставок в Иран зенитно-ракетных комплексов С-300 и другой военной техники. Эксперты называют этот шаг предсказуемым и объясняют: Москва поддержала санкционную резолюцию, за которую сама же голосовала в Совбезе ООН.

В среду президент России Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению четвертой санкционной резолюции СБ ООН в отношении Ирана (1929 от 9 июня 2010 года). Указ предусматривает запрет на передачу Ирану комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.

Президентский указ также предполагает запрет на въезд в Россию и транзит через российскую территорию ряду граждан Ирана, связанных с ядерной деятельностью этой страны, а также вводит запрет на оказание финансовых услуг российскими физическими и юридическими лицами, если есть основания полагать, что эти операции имеют отношение к ядерной деятельности Исламской Республики.

Реакция иранского руководства пока не последовала.

Кремль действует жестко, терпение кончилось

Эксперты, объясняя действия Кремля, кивают на "безответственное" поведение Ирана, который бросил вызов всему мировому сообществу и не хочет исполнить резолюции Совета безопасности ООН и приостановить работы по обогащению урана.

Специалист Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко объясняет, что Россия "достаточно долго блокировала жесткие шаги Запада в отношении Ирана, который, в свою очередь, все это время встречных шагов не делал". Кроме того, полагает эксперт, поставка Ирану российских С-300 стала бы "слишком большим вызовом для мирового сообщества, для США, для НАТО".

"Мы не заинтересованы в таком серьезном усилении Ирана, потому что Иран все-таки не наш союзник. Это страна, которая соблюдает исключительно свой интерес... и нас они просто используют в качестве, что называется, противовеса США", - сказал Демиденко.

Заведующий Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов также считает, что действия Москвы соответствуют общей политике российского руководства и последовательности принимаемых решений.

"Это совершенно логичный и правильный шаг, потому что - в условиях, когда приняты резолюции СБ ООН по иранской ядерной программе (за которые голосовала и Россия) и Иран ответил на это вызывающим и безответственным образом, ускорив все те свои программы и проекты, которые СБ требовал остановить, - поставки оружия в Иран выглядели бы как абсолютно двойственная, двуличная политика Москвы.", - сказал Арбатов.

"Не секрет, что такое неоднократно случалось и в прошлом, когда Москва одной рукой делала одно, другой - другое. Сейчас, когда мы начинаем новый этап нашей внешней политики, продолжение такой линии крайне негативно сказалось бы на репутации России, на ее отношении с окружающими странами, причем со всеми странами", - добавил он.

По словам эксперта, иранское руководство должно понять, что Иран не может бросать вызов ООН и всем цивилизованным странам, а должен "вернутся в мировое сообщество и стать ответственным участником международной торговли и Договора о нераспространении ядерного оружия".

"Отказавшись от поставок тяжелого оружия в Иран, Россия, вместе с тем, выполняет свои обязательства по Бушерскому проекту... Потому что здесь как раз очевидна разница: это мирная атомная программа, против которой теперь уже никто не возражает, на которую Иран имеет полное право", - добавил Арбатов.

"Черный список"

Под введенные указом ограничения попали и физические, и юридические лица.

Физлица - ученые и чиновники. В частности, это Аббас Резаи Аштиани, занимающий руководящую должность в управлении Организации по атомной энергии Ирана по геологоразведке и добыче, доктор Мохаммад Эслами - руководитель учебного и научно-исследовательского института оборонной промышленности, бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди - бывший замначальника Генштаба вооруженных сил Ирана по тыловому обеспечению и промышленным исследованиям. Последний, по мнению СБ ООН, участвовал в усилиях, направленных на то, чтобы обойти санкции, введенные в отношении Ирана первыми двумя санкционными резолюциями Совета Безопасности (1737 от 23 декабря 2006 года и 1747 от 24 марта 2007 года).

Список лиц, упомянутых в указе президента России, соответствует списку иранских граждан из третьей санкционной резолюции СБ ООН (1803 от 3 марта 2008 года). В отношении этих людей действуют меры, введенные против ряда граждан Ирана резолюцией 1737: их финансовые активы и экономические ресурсы на территории стран, поддержавших резолюцию, будут заморожены.

Ограничительные меры в отношении юридических лиц затронули ряд иранских промышленных комплексов и групп по производству вооружений и по закупке оборудования, которые можно использовать для ядерных исследований и на ядерных производственных установках.

В список попавших под ограничения юридических лиц вошли международные компании, поставляющие оборудование для иранской ракетной программы или связанные с иранским банком "Меллат" (находящиеся в собственности или под контролем банка или действующие от его имени). В течение последних семи лет банк "Меллат" был посредником при заключении сделок на сотни миллионов долларов, связанных с иранскими ядерными, ракетными и оборонными структурами.

Ограничения также наложены на ряд компаний, подконтрольных Организации оборонной промышленности Ирана или входящих в состав Иранской организации аэрокосмической промышленности, и на компанию современных промышленных технологий, ответственную за конструирование и строительство реактора на тяжелой воде в городе Арак к югу от Тегерана.

Кроме этого в список попали военный технический и научно-исследовательский центр Ирана и компании, принадлежащие Корпусу стражей исламской революции (КСИР) - элитному подразделению иранских вооруженных сил.

Многие из этих компаний были включены в санкционные списки резолюций Совета Безопасности ООН, в частности первой (1737 от 23 декабря 2006 года) и второй (1747 от 24 марта 2007 года). В соответствии с требованиями резолюций финансовые активы и экономические ресурсы иранских организаций и компаний действующих на территории стран, поддержавших резолюцию, будут заморожены.

Мировое сообщество призывает к переговорам

В свою очередь, мировое сообщество призывает Иран возобновить диалог вокруг его ядерной программы.

В среду, 22 сентября, "на полях" 65-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел "шестерки" (России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии) по иранской ядерной программе при участии Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Стороны детально обсудили дальнейшую стратегию "шестерки" для начала конструктивного диалога с Ираном.

После встречи Эштон от имени стран "шестерки" выразила готовность сторон к диалогу с Ираном, в том числе к проведению встречи "Венской группы" (Россия, Франция, США и МАГАТЭ) с Тегераном для обсуждения схемы обмена низкообогащенного урана на обогащенный до 20% для работы тегеранского научно-исследовательского реактора.

По мнению российской стороны, реализация этой схемы не потеряла своего потенциала и актуальности. Но чтобы запустить ее, необходимо как можно скорее организовать очередную встречу Ирана с "шестеркой" и - параллельно - с "Венской группой" и МАГАТЭ.

Переговоры мирового сообщества в рамках "шестерки" ведутся с 2003 года. "Шестерка" совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.

В октябре 2009 года "Венская группа" предлагала Ирану проводить дообогащение урана в России, однако тот, сославшись на ненадежность западных партнеров, потребовал, чтобы обмен проводился синхронно и на иранской территории. Запад обвинил Тегеран в отсутствии гибкости и нежелании решить ядерный вопрос, что побудило США стать инициатором ужесточения антииранских санкций.

В ноябре 2009 года Совет управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, осудившую Иран за строительство второго завода по обогащению урана, недалеко от иранского города Кум, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентству". После этого переговоры Ирана с "шестеркой" были прерваны.

Очередное обострение ситуация вокруг ядерной программы Ирана произошло после того, как 11 февраля 2010 года президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Он также сообщил о планах утроить производство низкообогащенного урана.

Сгладить ситуацию попытались Турция и Бразилия, которые в середине мая 2010 года заключили с Ираном трехстороннее соглашение об обмене иранского урана на турецкой территории. Согласно документу, Тегеран должен отправить в Турцию 1,2 тонны своего низкообогащенного (3,5%) урана и в течение года получить взамен 120 килограммов обогащенного до 20% ядерного топлива.

Инициатива не повлияла на решение "шестерки", проголосовавшей за ужесточение санкций в отношении Исламской Республики. СБ ООН принял соответствующую резолюцию 9 июня. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее военной составляющей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала