Первый вице-президент Промсвязьбанка Александра Волченко поделилась с РИА Новости своим видением ситуации в банковском секторе, оценила меры финансовых властей и спрогнозировала ряд ключевых показателей одного из крупнейших частных банков России.
- Александра, прошел год с Вашего прошлого интервью. Ситуация в банковском секторе кардинально изменилась: сейчас очевидно, что наиболее важная проблема – падение процентной маржи. Кто и как с этим борется?
- В кризис российская банковская система прошла «огонь, воду и медные трубы». «Огонь» – это были проблемы с ликвидностью в конце 2008 – первой половине 2009-го. «Вода» – это дефолты, также проявившиеся в 2008-м; их вал пришелся на 2009-й по всем категориям клиентов, как розничных и МСБ, так и корпоративных из различных секторов экономики. Сейчас мы проходим испытание «медными трубами» – снижением маржинальности банковского бизнеса в условиях наплыва вкладчиков при ограниченной возможности у банков надежного размещения привлеченных средств. Иными словами, высокое доверие к банкам, пережившим кризис, ведет к быстрому наращиванию у них ресурсной базы, за которую приходится платить, в то время как надежных и доходных проектов мало.
Этот период удастся пройти лишь банкам с существенными конкурентными преимуществами, причем в первую очередь - в уровне клиентского обслуживания, способности быстро адаптироваться к меняющейся конъюнктуре рынка и предпочтениям клиентов.
Если более детально рассматривать ситуацию, то тут одновременно сыграли роль несколько факторов, которые будут влиять на динамику процесса и во втором полугодии. На рынке образовалось большое количество свободных средств - и у государственных компаний в рамках реализации инфраструктурных проектов, и у банков, к которым доверие вкладчиков было восстановлено. Так сложилась парадоксальная ситуация: ликвидности много, желание ее размещать есть. Но при этом у клиентов, которым можно эти деньги предоставлять (в том числе и у МСБ), из-за упавшего уровня потребления в стране сжался объем бизнеса, и они уже не могут «переварить» кредитные ресурсы в том объеме, какой им предлагают банки. Предприятия МСБ сейчас не рискуют входить в долгосрочные проекты, и у них нет желания брать 5-7-летние кредиты в тех объемах, как это было в предкризисный период. Среди более крупных корпоративных клиентов мало предприятий, у которых объем выручки вырос по сравнению с докризисным периодом - у большинства он либо прекратил рост, либо несколько сократился. Таким образом, спрос на кредитные продукты вполне очевидно снизился. Физические же лица гораздо более осторожно относятся к заимствованиям, в том числе из-за неопределенности на рынке недвижимости, которая выше, чем до кризиса, изменений валютного курса, сложностей на рынке труда.
Такой модели поведения потенциальных заемщиков на нашем рынке не было с момента кризиса 1998 года, после которого интерес заемщиков восстанавливался в течение почти двух лет. Но уже в начале 2000-х ситуация была следующей: клиенты хотели брать деньги, но банки не готовы были предложить им займы на те сроки и в тех объемах, которые требовали потенциальные заемщики. Сейчас ситуация совершенно иная.
Власти продолжают декларировать дальнейшее снижение кредитных ставок. Таким образом, они косвенно влияют на решение потенциальных заемщиков из числа корпоративных клиентов и МСБ подождать еще месяц-другой и прийти в банк за кредитом по еще меньшим ставкам. Такие клиенты очень чувствительны к сигналам, которые идут от Минфина и ЦБ. К тому же у крупных или просто более опытных клиентов существуют ожидания по очередному выплеску ликвидности в экономику в рамках исполнения бюджета.
- Скажите, выход этой ликвидности на рынок ценных бумаг тоже можно этим объяснить?
- Правильно сместить фокус с размещения ликвидности на причины ее формирования. Сейчас вопрос не стоит, готовы ли нам давать компании денежные средства в депозиты. Вопрос в том, готовы ли мы брать и сколько. Приток вкладов от частных лиц регулируется корректировкой ставки и уровнем доверия. Для контроля над притоком вкладов со стороны юридических лиц нам приходится применять несколько другие методы (личные встречи и переговоры), и довольно часто нам приходилось отказывать в приеме вкладов от некоторых крупных клиентов, так как мы не видели перспективы размещения данного объема средств при том уровне стоимости, которая является для них комфортной.
Тем не менее, диверсификация ресурсной базы – один из приоритетов. Мы обязаны поддерживать отношения со всеми группами клиентов, чувствовать их потребности. Для этого мы готовы поддерживать ставки на рыночном уровне. Но еще раз отмечу, что у нас на сегодняшний день нет потребности в привлечении денег. Если бы мы осознанно приняли решение привлечь дополнительно средства от 1 млрд. долларов и более, то это можно было бы сделать за довольно короткий промежуток времени.
А вот теперь вопрос - а где размещать привлеченные средства? Поскольку спрос на кредиты со стороны качественных заемщиков остается достаточно ограниченным, альтернативой ему послужил рынок ценных бумаг, и поэтому большой объем денежных средств был направлен на эти операции. Большое количество банков, включая наш, пошли этим путем, размещая избыточную ликвидность в ценные бумаги, безусловно, качественных эмитентов.
- Какова у вас динамика портфеля ценных бумаг?
- Портфель ценных бумаг Промсвязбанка не претерпел существенных изменений по сравнению с началом 2010 года. Нам удалось нарастить объемы кредитования, и по результатам полугодия мы уже выполнили существенную часть плана по росту корпоративного кредитного портфеля на 2010 год (рост в 11% против запланированных 15% за весь 2010 год). Однако в течение 1 квартала 2010 года Промсвязьбанк, как и многие другие, размещал избыточную ликвидность на рынке ценных бумаг, нарастив портфель таких инструментов на 10% к концу марта. Это было осознанное решение, поскольку мы не видели иных возможностей быстро разместить полученные от клиентов средства. В конце 2009 - начале 2010 года существовало 2 варианта: ослабить подход к рискам и кредитовать всех по минимальным ставкам или вкладывать избыточную ликвидность в ценные бумаги эмитентов с довольно высоким кредитным качеством. Это лучший выбор, учитывая высокую ликвидность, нормальную доходность. По мере оживления рынка кредитования доля ценных бумаг в активах банка будет сокращаться.
- Ряд банков отмечает отток средств корпоративных клиентов. Например, у Сбербанка. Они по этому поводу не переживают. Вы также смотрите на это?
- Аналогично. У нас в первом полугодии произошло сокращение средств юрлиц на депозитах. Это было осознанное решение банка, мы стали снижать ставки, что, собственно, и привело к некоторому оттоку. Однако ряд банков, как мы видим, сохраняет ставки на прежнем уровне.
- ЦБ объясняет снижение депозитов в банках тем, что компании гасят более дорогое привлечение, используя запас ликвидности, и рассчитывают на привлечение более дешевых займов позже?
- Это правда жизни, если вспомнить, какими были ставки в середине прошлого года - 12-14 % годовых, что довольно дорого. Сейчас данный уровень соответствует стандартным ставкам кредитования наших клиентов. В такой ситуации банкам выгодно либо рефинансировать дорогие кредиты, либо гасить их за счет накопленного запаса наличности.
- А что касается вкладов физлиц, какой здесь тренд?
- Ставки снизились, однако определенные изменения возможны – по сезонным вкладам ставки традиционно выше. Мы, конечно, будем несколько корректировать наши ставки в соответствии с рынком, но существенно процентную политику по вкладам менять не планируем, так как розница остается одним из приоритетных направлений в развитии ресурсной базы Промсвязьбанка.
- Какая у вас сейчас средняя доходность по депозитам физиков (в Москве)?
- Порядка 9% годовых. Другое дело, что средняя ставка по новым вкладам, которые мы привлекаем – примерно на уровне 6-7% в рублях на наиболее привлекательные для клиентов сроки.
Если говорить о тренде, не могу сказать, что мы ожидаем дальнейшего снижения ставок. С учетом прогнозируемой инфляции в 8% годовых и доходности альтернативных инструментов, при привлечении средств клиентов под минимальный процент, данный продукт для них потеряет свою привлекательность.
Уже сейчас мы наблюдаем тенденцию по возвращению клиентов на рынок ценных бумаг, повышение спроса на недвижимость и т.д. Постепенно розничные клиенты будут искать альтернативу, потому что, если у банка ставка 3% годовых, проще деньги положить под матрац и спать на них спокойно. Другое дело, что мы столкнулись с приятным для любого банка моментом, и здесь мы отчасти благодарны клиентам и видим в этом подтверждение высокого качества нашего сервиса – даже после существенного снижения ставок у нас идет постоянный приток средств во вклады.
- Вы же повышали ставки?
- Мы повысили ставки только по одному сезонному вкладу. Сейчас же речь идет о тренде первого полугодия – повышения тогда еще не было. Мы ставки понижали несколько раз в соответствии с динамикой рынка и внутренней ситуацией по высокому уровню ликвидности – однако все это время наблюдалось стабильное увеличение вкладов.
- Какой вы ждете рост розничного портфеля до конца 2010 года?
- До конца года роста не ждем. Учитывая погашения ссудной задолженности, в этом году вероятнее всего зафиксируем сокращение портфеля, с 1 января по 1 июля 2010 г. он снизился на 10%. Мы осознанно остановили розничное кредитование в конце 2008 года и с 1 июля 2010 мы вновь запустили нашу розничную фабрику. В это время у нас проходила внутренняя перестройка, менялись кредитные процессы, подходы к продажам, скорингу, полностью заменена IT-платформа. Мы начали «пилотировать» розничные продукты с начала 2010 года, а в июле линейка потребительского кредитования начала действовать во всей сети банка.
- И как вы оцениваете результаты запуска? Тем более летом?
- Мы сначала запустили проект в нескольких регионах, провели там рекламную кампанию и можем сказать, что люди восприняли это позитивно. Постепенно запустили эти продукты в Москве и во всех остальных филиалах банка. Новые выдачи идут, и я считаю, что фабрика работает эффективно. В сентябре (в преддверии пикового в розничном кредитовании сезона) стартовала массовая рекламная кампания по розничному кредитованию.
- Позвольте вернуться к показателю процентной маржи: какой она может быть у Промсвязьбанка в этом году?
- В первом квартале было сильное сокращение, но уже во втором квартале ситуация вышла на плановые значения. Однако показатель, естественно, ниже до кризисных значений. Это соответствует уровню наших текущих ожиданий, мы предполагали уровень порядка 5%, его мы и получили, что я довольно позитивно оцениваю. Докризисная маржинальность, в среднем, составляла 6-6,5%, экстремум доходил до 7%. Я считаю, что 5% – это очень хороший показатель при том, что мы массово не кредитовали розницу и первое полугодие прошло без позитивного влияния этого фактора на маржинальность. В целом в наших планах по этому бизнес-сегменту довольно динамичное развитие, и розничное кредитование – одно из стратегических направлений. Розница вкупе с дальнейшим развитием МСБ и фокусом на таких ключевых маржинальных продуктах, как факторинг и международное финансирование, окажет положительный эффект на развитие маржинальности во второй половине 2010 и в 2011 году.
- Промсвязьбанк в прошлом году выбрал весьма консервативную стратегию и, исходя из этого, создавал резервы. Как я понимаю, в ваши планы в этом году не входит роспуск резервов…
- Мы предполагаем, что доля проблемной задолженности и, соответственно, доля резервов будет сокращаться, в связи с ростом кредитного портфеля. На 1 июля проблемная задолженность находилась на уровне чуть менее 12%, а резервы составили порядка 13% (к кредитному портфелю согласно отчетности по стандартам МСФО). В целом мы не предполагаем восстановления резервов до конца года. Это та область, в прогнозировании которой мы предпочитаем быть умеренно консервативными. Сейчас много говорят о контрциклическом резервировании, когда в хорошие годы резервы надо создавать, а в плохие – тратить. Если мыслить такими категориями, то, несмотря на снижение проблемной задолженности, резервы лучше не распускать, чтобы иметь покрытие потенциальной проблемной задолженности, допустим, в два раза. Ничего плохого в этом нет. Сейчас покрытие – больше, чем 100%.
- Каковы показатели банка по МСФО за первое полугодие?
- К сожалению 2010 год не является для большинства отечественных банков годом роста операционной прибыли и периодом максимизации доходности на вложенный капитал. Тем не менее, по результатам первого полугодия Промсвязьбанк заработал порядка 0,6 миллиарда рублей чистой прибыли по МСФО, что хотя и не очень много, но является существенным прогрессом по сравнению с 2009 годом. Во многом этому результату поспособствовала заметно улучшившаяся ситуация с проблемными кредитами и, как следствие, гораздо меньшими затратами на создание резервов. Ключевыми источниками доходов послужили основные для банковского бизнеса процентный и комиссионный доходы. Причем, если смотреть по бизнес-сегментам, то большую часть прибыли банк заработал на корпоративном кредитовании. Наш прогноз на 2010 год находится в диапазоне 1,5-2 миллиарда рублей, и мы полагаем, что с этот результат вполне реалистичен.