Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Москве сегодня завершился первый международный форум «Арктика – территория диалога», на котором с 22 по 23 сентября обсуждали почти все, что связано с русским, канадским, американским, гренландским, норвежским Севером. От природы, климата, экологии до сырьевых ресурсов и юридических головоломок предстоящего арктического национального межевания. И что будет связано с Севером завтра, лет через 5, 10, 15 или 20 лет – тоже обсуждали.
Закрывая встречу, российский премьер Владимир Путин сказал то, о чем уже давно говорят экологи, климатологи, защитники животных, полярники и еще много кто. Он сказал, что "цена "арктического вопроса" много выше, чем, например, те миллиарды баррелей нефти или газа, которые мы можем добывать, и о которых так много сегодня говорится в разных странах".
"При безответственном отношении к Арктике сегодня мы завтра можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы", – сказал российский премьер.
Тех, кто хорошо знаком с Севером и всем, что там происходило в последние лет 20 и будет происходить в будущем, такая постановка вопроса заметно воодушевила. Равно как вообще инициатива Русского географического общества созвать форум при спонсорской поддержке российского информационного агентства РИА Новости. Начинанию обещали регулярное продолжение, и это вдохновляет полярных энтузиастов еще больше.
Такого рода мероприятия (а равного по масштабному охвата северных проблем, в принципе, еще не было) обычно очень сильно греют душу полярникам и энтузиастам «высоких широт». Неважно, на какой «макушке» планеты – северной или южной. Никто, конечно, не ждал, что на первом международном арктическом диалоге с участием и премьеров, и президентов, и ученых, и бизнеса и малых народов все будет решено, обговорено и переложено на планы конкретных действий. Для этого понадобится нечто гораздо больше неправительственного, общественно-научного «арктического форума».
Любой диалог по большим мировым проблемам – дело хорошее само по себе. В московском «арктическом семинаре» очень важен еще и вектор на выходе, направление, на которое этот диалог выводит участников. Если отбросить все рутинные мантры о мирном исследовании, арктическом сотрудничестве, невоенном освоении (будто кто-то хоть раз призывал к обратному), то есть, по крайней мере, две причины для оптимизма (если, конечно, последует институционализация форума и, как надеются многие, он будет проходить ежегодно).
Во-первых, появится действительно Большая международная площадка для обсуждения северных проблем с участием не только «арктической пятерки» (Россия, США, Канада, Норвегия и Дания), но и смежных государств, ученых, коренных народов, бизнеса.
Грядущему, чисто юридическому, разделу Арктики на национальные сектора, такой форум не особо поможет. Не тот «канал». Зато он поможет не допускать, чтобы после раздела «хозяева» творили на своих «арктических участках» что заблагорассудится. Без оглядки на соседей. Прозвучавшие в Москве идеи создания Единого международного информационного пространства по Арктике, выработка общего для всех «Арктического кодекса поведения», проведение арктического десятилетия (после кончающегося арктического года) и совместное составление глобального Атласа Арктики (географического, полезных ископаемых, климатического) – уже конкретика.
Россия, со своей стороны, уже сделала хороший шаг вперед, предложив Всемирному банку организовать Трастовый фонд сотрудничества в Арктике. Правительство РФ и российские частные компании готовы инициировать финансирование этого «арктического банка». Средства из него пойдут на разработку мер безопасности для всех инфраструктурных проектов в Арктике, финансирование внедрения новейших высоких технологий. Речь идет, естественно, о разработке арктических месторождений сырья, транспортировке, защите, экологической безопасности проектов.
Такие форумы могут сделать для сохранения чистоты и/или чистки Арктики гораздо больше любых правительственных, дипломатических конференций. Это может стать хорошим органом контроля за тем, что делают государственные и бизнес структуры, в какой мере они выполняют взятые обязательства, а в какой – игнорируют. Некое подобие «Международной Арктической общественной палаты». Что, собственно, московский форум и есть.
Арктика (равно как и Антарктика) – это такая важная часть климатической кухни планеты, от которой зависит все ее здоровье: и уровень мирового океана, и размеры пустынь в Африке или Австралии, и зеленые легкие в Европе и Америках, и Гольфстрим, и рыба, и птица и зверь всякий. И человек. Пускать сюда кого-то с нечисто вымытыми руками или намерениями очень опасно. Если этого не понять сегодня, завтра будет поздно. Может, форум многих на это подвигнет.
Во-вторых, (для России, это, конечно, во-первых) такой диалог с участием российского премьера Владимира Путина и таким вниманием со стороны российского президента Дмитрия Медведева, уже свидетельство того, что «наверху», наконец, Арктику «сняли с холода».
Для любого полярника весь период вплоть с конца восьмидесятых прошлого века до второй половины первой декады нынешнего – сплошная арктическая панихида. Даже бедой-то не назовешь – позор был. Всем, конечно, было не сладко, но в северных широтах – еще и холодно. Национальные проекты типа масштабной «нанофикации», модернизации, газофикации, энергосбережения – это все чудесно (хотя и вызывало некоторую зависть и обиду российских полярников: «а нас-то когда вспомнят?»). Но игнорировать колоссальный регион (ни у кого нет такого обширного Севера), где хоть и проживает всего 1,5% населения, но который обеспечивает 11% национального продукта и 22% всего российского экспорта (в первую очередь, конечно, углеводороды) дальше было просто недопустимо.
Для полной российской арктической «перестройки», конечно, понадобится время. И деньги. Много денег. И здесь надо бы поосторожней относиться ко всем многочисленным оценкам запасов сырьевых богатств, которые лежат под льдами, снегами, вечной мерзлотой и шельфами. По последним, на форуме приведенным данным, оценочные ресурсы всего арктического сектора составляют примерно 51 млрд тонн нефти и 87 трлн кубометров газа. Из них у нас 9 млрд тонн и 10 трлн кубов. Но это оценки. Все это еще требует проверки.
По приведенным на форуме данным, восточная часть российского шельфа почти не изучена, в отличие от канадской и американской. На изучение всего нашего шельфа уйдут многие десятки лет.
И быстро начать что-то добывать в Арктике нам не удастся, если, конечно, в Арктику не придет в ближайшее время не то что умеренный, но даже североевропейский климат. Что, естественно, русской Арктике не грозит, даже с учетом глобального потепления. Для разработки сырьевых полей понадобятся и колоссальные иностранные инвестиции и иностранные технологии. Одной России здесь, по крайней мере, пока, не справиться. Это не трубу тянуть через Балтику.
То, что Россия, наконец, серьезно задумалась о своем «северном измерении», и вышла из арктического анабиоза, а форум тому подтверждение, согревает. И не нефть, газ, никель, вольфрам, марганец или золото здесь самое главное. И нам, и всем соседям по арктическим просторам пора по настоящему заняться диспансеризацией арктического здоровья. Иначе дышать будет трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции